В служебных помещениях римского Палатинского дворца - граффити, в котором слуги высмеивают своего сораба за его христианские убеждения. 2-3 век.
Для православного богословия это очень важное свидетельство того, что
а) христиане древности почитали распятие;
б) крест это именно распятие, а не столб (важно для полемики с иеговистами).
Карикатура навеяна теми представлениями об иудаизме и христианстве, которые описаны Тертуллианом:
"Недавно появилось в этом городе совершенно новое изображение нашего Бога. Один гладиатор по найму выставил картину с такою надписью: Deus christianorum Onocoetes. "Бог христиан, ублюдок ослиный". Этот бог имел ослиные уши, на одной ноге у него было копыто, в руке он держал книгу, одет был в тогу. Мы посмеялись и над именем, и над изображением» (Апология, 16).
Интересна реакция христиан: "мы посмеялись". То есть морду гладиатору православные активисты бить не пошли, картину кислотой не облили, и в суд на него не подали.
Так что церковное искусство, равно как и традиция почитания Креста, в православной истории шли издревле, развивались и обогащались.
А вот про нравственное чувство православных столь же оптимистично и однозначно сказать, пожалуй, нельзя. По некоторым признакам и у некоторых имела место скорее деградация.
Какое-то почти общее правило: христиане гонимые человечнее и симпатичнее, чем христиане-при-троне.