Слышит ли церковь своего патриарха?

Nov 29, 2014 14:51

20 ноября патриарх Кирилл сказал слово на открытии памятника императору Александру Первому в Александровском саду.

Там были такие слова:
«император Александр имел не только мудрость, военный и дипломатический талант, но и был человеком внутренне целостным. Неслучайно он в самое трудное время встретился с преподобным Серафимом, пришел к нему, чтобы поговорить от сердца к сердцу».

http://www.patriarchia.ru/db/text/3847449.html

Встреча царя с преп. Серафимом?

Это апокриф внутри апокрифа. Есть легенда о превращении императора в сибирского старца Федора Кузьмича. А в одной из версий этой легенды говорится, что еще до бегства из Таганрога царь тайно ездил в Саров специально к преподобному Серафиму.

Единственный рассказ опубликован в «Легенде о старце Серафиме Саровском, императоре Александре I и императрице Елизавете Алексеевне» у Е. Поселянина.
«В 1825 году или около того старец Серафим однажды обнаружил будто бы какое-то беспокойство, замеченное монахом, рассказавший об этом впоследствии моряку Д. Он точно ожидал какого-то гостя, прибрал свою келью, собственноручно подмел ее веником. Действительно, под вечер в Саровскую пустынь прискакал на тройке военный и прошел в келью отца Серафима. Кто был этот военный, никому не было известно - никаких предварительных предупреждений о приезде незнакомца сделано не было.
Между тем великий старец поспешил навстречу гостю на крыльцо, поклонился ему в ноги и приветствовал его словами: «Здравствуйте, великий государь!» Затем, взяв приезжего за руку, отец Серафим повел его в свою келью, где заперся с ним. Они пробыли там вдвоем в уединенной беседе часа два-три.
Когда они вместе вышли из кельи и посетитель отошел уже от крыльца, старец сказал ему вслед:
- Сделай же, государь, так, как я тебе говорил.
Такова легенда».

В Летописи Серафимо-Дивевского монастыря, равно как и в 700-страничном Житии преп. Серафима ( М., Изд-во Моск. Патриархии 1997), об этом нет ни слова.

В житиях говорится лишь о том, что в 1825 году к старцу приходил некий цинично настроенный генерал-лейтенант Л., воевавший против Наполеона.

Эволюцию сюжета можно проследить тут:
ГАЙДУКОВА Е. Б.
СЮЖЕТ О ЦАРЕ-СТАРЦЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ КОРПУСА ТЕКСТОВ О ПРАВЕДНИКЕ ФЁДОРЕ КУЗЬМИЧЕ)
http://cheloveknauka.com/syuzhet-o-tsare-startse-v-russkoy-literaturnoy-traditsii#ixzz3KSHiMYPm

Правда, отчего-то автор диссертации не упоминает повести о царевиче Иоасафе Индийском и Будде.

Аргументы в пользу тождества старца и императора тут:

- Житие святого праведного старца Феодора Томского - Томск, 2002.
(это церковное издание, и оно очень осторожно в выводах)

- Барятинский В. В. Царственный мистик. -Лд, 1990

- Федоров В. Александр Благословенный - святой старец Феодор Томский - Томск, 2004 (автор оккультист, однако, подборка материала хорошая).

Но и в этих изданиях нет рассказа о встрече с прп. Серафимом.

(из книг, что у меня нет:

Фомин С.В. Сибирский старец Федор Кузьмич. - М., 2003;
Трубецкой А. Александр I. - М., 2003;
Привалихин В.И.Так был ли старец Федор императором Александром? - Томск, 2004; Гриневич Г.С. Тайна императора Александра Первого. - М., 2005;
Громыко М.М. Святой праведный Феодор Кузьмич - Александр I Благословенный. Исследования и материалы к житию. - М., 2007).

Легенда о царе, ставшем странником, чрезвычайно красива. Даже если это неправда, бытование такой легенды в народе много говорит о самом народе, о его нравственном чувстве и о его оценке земной власти.

Мне бы очень хотелось, чтобы эта легенда оказалась правдой. Но для этого как минимум надо произвести вскрытие гробницы царя.

Пока же научного консенсуса не видно.

И вдруг - по сути признание этой легенды Патриархом. Кстати, и на открытом памятнике есть сцена беседы царя и преп. Серафима. Прицем царь в царском мундире, а не в виде странника



Интересно, что, если верить поисковым машинам, за прошедшие 10 дней никто не обратил внимание на этот утверждение патриарха и те выводы, которые из него следуют.

Если теперь версия об уходе царя Александра становится нормой церковной веры, отразится ли она в учебниках истории? В том числе в едином школьном учебнике, за создание которого выступает патриарх?

***
Речь на открытии памятника патриарх произносил в присутствии президента, которому тоже однажды предстоит добровольно уйти из дворца.

Наши суеверия, Наш папизм

Previous post Next post
Up