Чаплин о митрополите Антонии Сурожском:
"Я не считаю его особым явлением в жизни церкви. Владыка Антоний - не выдающийся человек, с моей точки зрения, ни как мыслитель, ни как церковный деятель, но есть-таки образ, который был людям приятен и это уже неплохо... Можно тоже вспомнить митрополита Никодима. Это тоже основатель целой школы, основатель новой модели поведения верующего человека в советском и постсоветском обществе в усовиях, когда верующие люди, в том числе и архиереи были очень запуганы. Он дал совершенно новый импульс. Он показал, что в советское время верующий человек может быть в хорошем смысле слова власть имущим, т.е. обладающим способностью говорить в полный голос с разными людьми и о своей вере и о месте церкви в жизни общества".
http://radiovera.ru/svetlyiy-vecher-s-protoiereem-vsevolodom-chaplinyim-efir-ot-17-11-2014.html#.VGwntyDB_Tq текст:
http://d-st75.livejournal.com/621910.html Нет, конечно, вполне очевидно, что владыка Антоний с никодимовщиной ни в каком измерении несовместим.
Но столь откровенного и самоизобличающего признания я все же не ожидал.
Кто-то еще будет говорить, что РПЦ не меняется и что в ней имеет место лишь административная епархие-дробящая реформа?
Нет, идет настырная и глубокая нравственная реформа, радикально меняющая представления о добре и зле, о человеке и христианской вере.
И как хорошо, что в церкви есть такой нетонущий поплавок как Чаплин. Так виднее, куда несет майнстрим и чем он себя наполняет.
Впрочем, чему удивляться - уже сказано, где и в ком обретен образец миссионера.
***
10 лет назад:
Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС МП:
«Скончался великий иерарх нашей Церкви, человек, который в течение длительного времени окормлял паству и в Великобритании, и по всей Европе, и по всей России. Служение митрополита Антония было совершенно особым, это было служение апостольское, служение миссионерское. Он практически с нуля, с одного маленького прихода, создал епархию в Англии [...] беседы митрополита Антония по радио ВВС, его книги, его проповеди, которые приходи в Россию, очень много помогали нашему народу, помогали тем, кто стремился лучше понять Православие. В этих сложных условиях, когда не было большого количества духовной литературы, когда не было православного радио и телевидения, газет, проповеди митрополита Антония сыграли очень большую роль в том, что люди имели источник слова Божия, источник церковной проповеди, источник знаний о своей вере. Так что владыка Антоний осуществлял миссионерское, апостольское служение как на Западе, так и в России, это служение Церковь никогда не забудет».
"МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ - ЦЕЛАЯ ЭПОХА В ЖИЗНИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ"
Источник:
http://www.kiev-orthodox.org/site/personalities/704/ (оригинальный материал Pravoslavie.ru, но сейчас там этой статьи нет).
Дата публикации: 28.05.2004
Флюгер был прибит намертво, и ветер обреченно дул в указанном направлении...
***
"чувствуется клановая, цеховая
не любовь к сурожскому митрополиту никодимовцев.
Пока владыка Антоний был жив,
никто этих, с лукавым прищуром стреляющих мутноокими глазками,
мастеров амвонного свиста не замечал вовсе,
как не замечают стадо лилипутов
с возвышающимся над всеми Гулливером.
Именно владыка Антоний в 70-80-90-00-х,
а не последыши аввы Никодимуса,
был витриною советского православия:
"Из Железного Занавеса митрополит Антоний Блум
смотрелся как мифической Небожитель,
единственный на всё русское Православие
церковный Златоуст,
среди деспотных "Ни бе - ни мэ" -
святитель с безукоризненно правильной
и добротной русской речью,
доступный и единовременно человечный
какой-то уже забвенной всеми неказённой добротою -
эмигрантский осколок той самой России,
"какую мы навсегда уже потеряли".
Для православного гетто в Советской Руси
владыка Антоний на долгие десятилетия
стал светочем подлинной и настоящей духовности
без сучка и задоринки, символом "живой жизни",
образом праведника,
коим и выстаивает ещё отечье Православие:
"Пускай у нас в Совдепии всё бесконечно плохо,
но есть у нас владыка Антоний!"
http://kalakazo.livejournal.com/582402.html "Для сидельцев церковно-сношательного отделу 80-90-00-х,
возвернувшись из ЛондОну,
почиталось ""хорошим тоном"
отзываться о сурожском "ходячем анекдоте"
в ерническо-издевочной манере.
Про владыку Антония сношальцы
анекдоты рассказывали сотнями
и смеялись буквально над всем".
Для сношальцев образцом "князя Церкви"
был, конечно, Никодим Ротов,
в сопоставлении с которым
владыка Антоний никаким князем никогда и не был:
ни вида, ни величия, на все службы всего одна панагия,
в епархии - казачья вольница и анархический бардак.
И самое болезное - приходской устав,
как калька снятый с постановлений собора 1917-18 годов,
и согласно какому в Сурожской епархии
каждый приход пользовался правом
самостоятельно выбирать и богослужебный язык,
и даже стиль - старый или новый - по какому праздновать Пасху."
http://kalakazo.livejournal.com/1355550.html ***
Впервые о вл. Антонии я услышал году в 81-м.
Другом моего отца был Юрий Сенокосов (он известен скорее как друг Мераба Мамардашвили и публикатор многих его лекций). Дочь Сенокосова тяжело заболела и даже кремлевские врачи помочь не могли. Но удалось найти врачей в Германии, а затем в Англии, и ей разрешили выезд.
И вот однажды Юрий, рассказывая новости о лечении и жизни дочери, вдруг упоминает, что она крестилась и ходит в храм. В ту пору я сам еще не был крещен и лишь присматривался в сторону веры. Поэтому меня заинтересовала эта новость. Но новость переросла в шок, когда оказалось, что причиной этого переворота в судьбе моей ровесницы был какой-то православный "владыка".
Человек, который реально наравнодушен к людям и помогает им.
Как и Чаплин ныне, я тогда подумал, что в этом нет ничего "выдающегося". Просто человек, в котором жизнь, дела и слова едины. Просто христианский епископ. Такими, я полагал, должны, наверно, быть все священники, прошедшие опыт 20 века...