Чехия: большие проблемы маленькой Церкви

Nov 11, 2014 11:45

Председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион сделал доклад в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке.
http://www.patriarchia.ru/db/text/2494792.html

Весь доклад интересен и содержателен. Но я хотел бы обратить внимание на один его тезис -

"Вопрос об автокефалии, так же как и другие сходные нерешенные проблемы (такие как канонический статус нынешнего предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии), должны быть решены всей полнотой Православной Церкви".

В скобках содержится очень важный дипломатический шаг. На языке дипломатии это называется "стороны согласились с наличием проблемы".
Например, в брежневские времена советская дипломатия просто отказывалась признавать наличие проблемы курильских островов. Они наша - и точка. Проблемы не видим. Позднейшее согласие нашего МИДа обсуждать Курилы как проблему было воспринято японцами как их большая дипломатическая победа.

Вряд ли митр. Иларион считал неясным "канонический статус предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии", когда участвовал в его интронизации http://www.patriarchia.ru/db/text/3563346.html.

Вроде бы все ясно: глава этой церкви - митр. Ростислав, а архиепископ Пражский и Чешских земель - Иоаким.

Но проблема есть.

Константинополь и греческие Церкви отказались признать эти выборы http://illyabey.livejournal.com/48880.html.
Для них по прежнему главой и всей Чехо-Словацкой Церкви и церкви Чехии является архиеп. Симеон, который был избран на пост местоблюстителя после скандального смещения митр. Христофора.

Глава Польской Церкви никого из чехов не включает в свои диптих глав поместных церквей.
В марте 2014 года на встрече Предстоятелей Поместных Православных Церквей, собравшихся в Стамбуле для решения вопросов по созыву и проведению Всеправославного Собора, представить Чешской церкви отсутствовал.

В октябре 2014 министерство культуры Чехии (именно оно осуществляет контакт с религиозными общинами от имени правительства) заявило, что только Симеона оно считает а) юридическим представителем Чешской церкви б) архиепископом его епархии, то есть Оломоуцко-Брненской (по мнению синода он смещен и с этого поста).

И вот 10 ноября заявление синода из трех человек:

V súvislosti so zložitou situáciou v Olomoucko-brnenskej eparchii Pravoslávnej cirkvi v českých krajinách, vyvolanej opätovnou registráciou vladyku Simeona do Registra evidovaných právnických osôb Ministerstva kultúry Českej republiky, Posvätná synoda Pravoslávnej cirkvi v českých krajinách a na Slovensku konštatuje, že až do definitívnej regulácie kanonického štatútu arcibiskupa Simeona (ThDr. Radivoja Jakovljeviča), bývalého arcibiskupa olomoucko-brnenského, sú všetky jeho rozhodnutia administratívnej, pracovno-právnej a iVnej právnej povahy vrátane zvolania správneho orgánu - Eparchiálneho zhromaždenia Olomoucko-brnenskej eparchie nekanonické a neplatné.

S láskou v Christu

+Rastislav

http://pravoslavnacirkev.cz/Novinky/Vyhlsenie-Posvtnej-synody-Pravoslvnej-cirkvi-v-eskch-krajinch-a-na-Slovensku/

То есть - несмотря на решение министерства, до окончательного урегулирования вопроса о каноническом статусе арх. Симеона, бывшего архиеп. Оломоуцко-Брненского, все его действия объявляются неканоническими и недействительными.

***

Вот еще письмо митр. Ростислава в Прагу - по поводу назначения на конце ноября епархиального собрания (http://pravoslavnacirkev.cz/files/Dopis%20metropolity%20Rastislava%2010.11..pdf) с задачей подтверждения выбора пражского епископа. Перевод тут http://illyabey.livejournal.com/55290.html:

"В том случае, если Епархиальное собрание Пражской православной епархии не утвердит владыку Иоакима - а до нас доходят сведения о том, что некая группа людей внутри пражской епархии очень об этом печется - я не могу представить себе дальнейшие шаги, которые я должен был бы сделать как председатель Священного Синода. Останутся два епископа в Словакии, а чешская часть нашей Церкви без епископов, что означает двучленный Священный Синод - если его еще можно будет так назвать - и я не могу себе ни представить, ни обеспечить дальнейшее развитие событий как внутри нашей Церкви, так и заграницей. Поэтому я призываю всех, кому адресовано настоящее послание, чтобы они серьезно взвесили возможность в кратчайшие сроки предоставить Священному Синоду перечень имен прочих кандидатов для рассмотрения их канонического соответствия, чтобы в случае возможного непринятия владыки Иоакима как епархиального епископа он мог почетно отказаться от кафедры, а Епархиальное собрание в Праге - приступить к выборам следующего кандидата.
По многим причинам я прошу уважаемых членов Епархиального совета Пражской православной епархии, чтобы в возможный список кандидатов были включены еще два человека: владыка Симеон и архимандрит Марк (Крупица). Я был крайне разочарован развитием ситуации в чешской части нашей Церкви, а потому настоящим сообщаю Вам, что я намерен не принимать участия в подготавливаемом Епархиальном собрании - из опасения, что к авторитету митрополита отнесутся с пренебрежением. Я прошу представителей Пражской православной епархии и будущих делегатов Епархиального собрания осознать лежащую на них ответственность. В случае непринятия владыки Иоакима или неизбрания другого кандидата ни я как председатель Священного Синода ни он как целое, но именно вы понесете ответственность за все последующие события.
В заключение позвольте одно небольшое пояснение: в своем послании, как Вы, возможно, заметили, я не употребил ни одного высказывания или цитаты из Священного Писания. Я сделал это умышленно - в Священном Писании тяжело найти высказывание, которое бы одобряло предпочтение личных амбиций и стремление к наживе или власти единству и благу Церкви".

***

И опять замечу, что российские церковные СМИ ни слова не сообщают о важнейших событиях в жизни дочерней славянской православной Церкви. Очевидно, с их точки зрения это менее значимые события, чем очередные именины одного из трехсот наших епископов.

Война престолов

Previous post Next post
Up