Говорят, 4 ноября 1612 года поляки были изгнаны из Москвы.
Обращаемся к источникам.
Записки польского офицера Иосифа Будило:
"1 ноября. Когда русские увидели, что осажденные уже очень слабы, то в полдень с великою силою пошли на приступ из батарей Трубецкого на Китай-город и с великою потерею для несчастных осажденных втоптали их в Китай-город; в числе других убили доблестнейших: г. Серадского воеводича Быковского и г. Тваржинского.
Того же года 4 ноября, русские опять пошли на приступ к Китай-городу, но благодаря Бога, были отбиты.
Того же года 6 ноября. Когда силы наши пали, природа наша отказывалась служить, тогда мы, полумертвые, принуждены были войти с русскими в договор. Русские того же дня дали присягу, что сохранят нам жизнь и будут держать в чести. И так, на следующий день, 7 ноября, русские вошли в крепость с великою радостию".
http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Budilo/text3.phtml?id=205 "Сказание" Авраамия Палицына:
"Тогда убо Галасунскому архиепископу Арсению бывшу во осадe в Кремлe со окаанными Поляки и с Нeмцы является ему великий в чюдесeх Сергие. И глагола ему святый: «Арсение! заутра град Китай предает в руцe христианом и врагов ваших вскорe всeх низложит и из града извергнет».
Заутра же 121-го году (1612 г.), октября в 22 день на память иже во святых отца нашего Аверкиа, епископа Иерапольскаго, воеводы град Китай приступом взяли и много в нем Литвы и Нeмец побили, оставших же в Кремль вогнали".
http://old.stsl.ru/lib/palitsin/ch69.php память св. Аверкия - 4 ноября по новому стилю.
"Новый летописец":
"О взятии Китай города. Литовским же людям начало в городе быть утеснение великое: никуда их не выпускали. Голод же у них был великий, выпускали из города всяких людей. По милости же Всещедрого Бога [в день] на память Аверкия Великого пошли [ратные люди] приступом, и Китай [город] взяли, и многих литовских людей перебили".
http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Nov_letopisec/text4.phtml?id=1005 Напомню, что в 1612 году память Казанской иконы в октябре-ноябре не совершалась, поэтому и именование дня взятия (не Кремля, но Китай-города) связана с именем св. Аверкия.
Подлинный же день освобождения Москвы от поляков - это все же столь памятное 7 ноября...
Касательно Кремля С.Ф. Платонов назвал дату 26 октября и решительно заявил, что у него имеется неопровержимое тому подтверждение - свидетельство самого князя Пожарского. Документ этот - письмо князей Пожарского и Трубецкого, а также земской думы от 15 ноября 1612 г. новгородскому митрополиту Исидору с известием об освобождении Москвы: «сентября в 22 день, прося мы у Бога милости, город Китай взяли взятьем… и в город (Кремль) вошли октября в 26 день…»
****
еще на тему:
http://diak-kuraev.livejournal.com/396864.html ***
Мне же избрание этого события как повода для ГЛАВНОГО государственного панка России не нравится тем, что ставит нас на один уровень с поляками и низводит историю Россию к обычной и всесторонней восточноевропейской "войне всех против всех".
Когда-то ведь и половцы и хазары угрожали бытию Руси, а, значит, были как минимум равновелики с ней. Но спустя века вспоминать победы над ними как повод для главной сегодняшней гордости значит оставлять себя в одной лиге с ними
Ну это все равно что день советского спорта приурочить к дате победы советской сборной над Камеруном (славный был матч!).
Уж лучше бы праздновать день входа русской армии в Париж :) Здравствуй, Большая Семерка, мы пришли!