Прецедентное

Jan 01, 2014 10:46

В 1911 г. было решено составить сборник статей о недавно умершем Л.Н. Толстом. Пригласили участвовать профессора Киевской Духовной Академии В. И. Экземплярского.

Он специально к сборнику подготовил статью "Граф Л.Н. Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых".

Цитата: «Толстой не учитель церкви. Та «часть истины», которая прошла через его сознание, уже с первых веков христианства заключена в творениях великого церковного учения, заключена во всей полноте... Но гр. Л. Н. Толстой - это живой укор нашему христианскому быту и будитель христианской совести... Усыпляется совесть этим мнимо христианским бытом, и сладко сознание, что можно считать себя последователем Христа, сделав его Крест украшением своей жизни, но не нося на себе тяжести этого Креста».

За эту брошюру В.И. Экземплярский, профессор по кафедре нравственного богословия Киевской духовной академии, председатель Киевского религиозно-философского общества, издатель и главный редактор журнала «Христианская мысль» вскоре был уволен из академии.

Впрочем, и тогда дело не дошло до экзекуции руками коллег на Ученом совете.

Митрополит Киевский Флавиан (Городецкий), по письму ректора Киевской Академии епископа Иннокентия (Ястребова), провел в Святейшем Синоде решение об исключении Экземплярского из Академии, причем мотивом исключения явилась упомянутая статья.

Текста синодального "Постановления" ставил в вину Экземплярскому то, что он "дерзнул":

"утверждать, что "господствующее направление современного богословия, которое Экземплярский иногда презрительно называет "казенным", "официальным" богословием, "стремится притупить остроту разлада между Евангельскими заповедями и наличной жизнью христианского общества, скрывает правду Христову, не признает ее жизненности, освящает явно несправедливые устои современной жизни и, особенно, жизни общественной: от имени Божественного учения, путем искусственного подбора мест из новозаветного, и преимущественно ветхозаветного Откровения, для чего оказались возможным оправдать весь строй, господствующий в жизни христианских народов, со всеми его ужасами, противными не только христианскому, но и языческому сознанию" /В. Экземплярский. За что меня осудили? Киев., 1912, стр. 7).

Экмземплярский и в самом деле писал: "...Но в одном прежде никто не упрекал христианство, это - в его бесчувственности, в равнодушии к людскому горю и нужде, в потворстве греху и себялюбию. Но теперь эти упреки обычны. Христианство, эта религия любви и самоотречения, это радостная весть всем униженным, оскорбленным и обездоленным, этот призыв к беззаветной жертве на служение горю и нужде ближних - теперь эта религия, эта радостная весть, этот благородный призыв объявляются враждебными жизни, а Церковь православная - защитницей того зла и неправды, какие царят в мире. Это, конечно, страшное недоразумение" (стр.16).

Впрочем, возможно, главная причина увольнения была в вышедшей годом раньше главной книге Экземплярского - "Учение древней Церкви о собственности и милостыне".

Обо всем происшедшем Экземплярский узнал из газет. Позже он писал: "Меня не только не признали нужным выслушать, но даже не потребовали от меня никакого объяснения, так, как если бы дело было ясным само по себе и ни в каком пояснении не могло нуждаться" (с. 3).

Надо сказать, что Экземплярский также выступил с докладом на ту же тему в Киевском религиозно-философском обществе (на закрытом собрании 30 октября 1911 года). Согласно резолюции митрополита Киевского и Галицкого Флавиана от 16 апреля 1912 года все преподаватели духовных школ Киева (КДА, КДС и духовных училищ) должны были безотлагательно покинуть КРФО. Это привело к исходу "духовной профессуры" из КРФО, что повлекло за собой существенные перемены внутри КРФО и его фактическому отдалению от тесного взаимодействия с Церковью. Так что это было знаковое событие в деле взаимоотношений Церкви и общественной мысли начала века. Результат был, конечно же, не в пользу Церкви.

Из архивных документов видно, что Экземплярский был под негласным надзором полиции, как человек "левых убеждений". Его подозревали в политической неблагонадежности и в том, что он свои "левые" идеи проповедует студентам на лекциях. Но, на самом деле, он просто был принципиальным противником школьного "казенного" нравственного богословия. На своих лекциях он рассматривал злободневные темы общественной жизни, об этом же и статьи писал (особенно в революционные 1905-07 гг.), а когда в империи начался консервативный реванш, он стал идеальной мишенью для показательной зачистки...

Экземплярский так и остался "нераскаянным" в своем "осуждении". В Академии его восстановили в 1917-м.

подробнее: http://chri-soc.narod.ru/Exem_b.htm

В 1906 году из Московской Духовной Академии выдавили профессоров В. О. Ключевского и Н. Каптерева. Ключевский 36 лет преподавал в МДА, а потом стал читать лекции на московских женских курсах... Инициатива его увольнения исходила от ректора епископа Евдокима. Но формально все же Ключевский сам подал прошение об уходе. Разбора личного дела на ученом совете не было. Причина увольнение - политическая: Ключевский баллотировался на выборах в Думу по списку кадетов.

В 1994 году из Академии выгнали проф. А. Б. Зубова. Причина: жалобы студентов-монахов на то, что профессор излагает им историю религий не в черно-белых красках (мол, в нас все от Бога, а у остальных религий и конфессий все от лукавого). Ученый совет дело не рассматривал. Просто профессору было сказано, что курс истории религий Академии не нужен. А курс был классный!

(мне до упомянутых коллег как до неба. Просто сравниваю процедуры)

Истории церкви

Previous post Next post
Up