О предателях

Aug 29, 2013 16:41

«…Подыскивая другие имена наблюдателю, ревизору, вспомним о такой фигуре как шпион. Шпион кажется новым словом, в действительности оно очень старое. Вульгарное слово шпик неожиданным образом - такое с разговорной речью часто бывает - возвращает к лат. speculum зеркало, греч. σκέπτομαι метатезой осматриваться, обращать внимание. Кто так делает, т.е. присматривается, становится скептиком у греков, в древненижнегерманском spāhi умником. Кто пристально вглядывается, может слишком много увидеть. Слово поэтому рано приобретает значение шпион. Первым это значение в европейских языках зафиксировано у итальянцев. Считается, что от них заимствовано в 1380 первое зафиксированное применение во французском, espion, шпионка espionne.
Глядящий как умный, наблюдательный, даже скептик, т.е. заглядывающий дальше внешней видимости, есть пока еще и ожидаемое расширение глядения. Обертон шпиона вводит ту мысль, что глядение простой вдумчивостью не ограничивается, оно опасным образом не наше.
Мы обыкновенно бываем целе-устремлены, и взгляд со стороны, чужой или наш собственный, сбивает нас с толку, мешает, как нам кажется, жить, даже отравляет существование. Скепсис, холодное вглядывание, подрывает наши сложившиеся представления, мешает смотреть на вещи так, как нам казалось привычно. Смотрящий оказывается так не просто шпион, собиратель сведений, а предатель. Глядящий грозит разрушить нашу жизнь (как ревизор). Французское espier в смысле предать появляется раньше чем в смысле шпион уже в бумагах 1080 года.
Возвратим древнему слову шпион значения, жившие веками и тысячелетиями в этом корне: спекуляция, т.е. созерцание, не обязательно с высматриванием выгоды; скепсис, пристальное внимание, подсматривание, вглядывание; подрыв всего нашего жизненного уклада внимательным взглядом со стороны; предательство. Подозрение делало подозревающего вдвойне шпионом.
Нежелание иметь несводимого глядящего ведет к попыткам полностью интегрировать его в показываемое. Тогда были попытки представить возможность полной интеграции, прежде всего способом вовлечения глядящего в то, что он видит.
… Ни в коем случае не пошатнулся замысел совершенного космоса. Он один, по замыслу, по идее, т.е. исключительный. Его непринятие стало таким образом сразу наказуемой ересь. Худшим врагом в Византии признавался тот, кто упрямо не вписывался в правящую гармонию.
На уровне идеологии несводимый остаток зрения, мешающий присоединиться к предложенной гармонии, получает статус шпиона в широком смысле, т.е. предателя. Мы перебирая историю слова видели этот переход значения, французское espier в смысле предать в документах 1080 г.».

В. Бибихин. Введение в философию права.

***
Так что модное с прошлого сезона составление списка "предателей в рясах" - это вполне традиционное и даже каноничное для византинизма поведение. Вполне естественное следствие его влюбленности в самого себя, вытекающее из отождествления идеи и реальности.

***
Интересно, будет ли в "Журнале Московской Патриархии" добрый некролог об о. Павле Адельгейме, отказавшемся "присоединиться к предложенной правящей гармонии"? Или "не забудем, не простим!"?
Previous post Next post
Up