О церковных одиночках

Dec 06, 2023 11:32

еп. Василий Лурье:

15 ноября 2017 г. я написал такую памятку для уяснения места Антония Булатовича в истории православного богословия. теперь я там перепишу пункт 12 (оказалось, что там еще больший треш; теперь у меня об этом опубликована статья).
---------------
ключевые фигуры церковной истории в ее церковном, а не социальном аспекте, -- это те, кто предлагали правильное богословие, на словах и на деле. об их памяти позаботились соборы, оставившие нам список учителей Церкви. но среди них есть совсем немного совсем ключевых фигур. это такие люди, которые на резком повороте всей толпы -- бегущей не обязательно за еретиками, но где-то, как всегда, по псевдо-золотой середине -- сохраняют прямое направление, оставаясь в совсем малом меньшинстве. -- в таком малом, что они оказываются вне общения с большинством православных, т.к. это большинство, даже если оно и само малое в сравнении с неправославными, не видит смысла в точном следовании тому, чему следуют они. с ними остаются лишь немногие настоящие соратники, но из них, как правило, ни один не мог бы сам замутить всю эту движуху.
интересно составить полный список этих людей, т.к. тогда отчасти можно понять, чего мы еще не нашли в некоторых частях церковной истории, а оно там было.
эпоху до 3 в. включительно не берем, т.к. слишком мало о ней знаем. начинаем с 4 в.
1. Афанасий (+ 373). -- тут все ясно: камертон православия в начале и в продолжение арианского кризиса на Востоке. был в общении примерно ни с кем, кроме, правда, Василия Великого.
2. Василий Великий (+ 379). -- выход из арианского кризиса (был не менее сложным, чем сам кризис; Василий до выхода не дожил, но успел почти со всеми православными разорвать общение; так и умер).
3. Кирилл Александрийский (+ 444). -- главный ориентир в христологии на все времена. между прочим, согласился вступить в общение с теми, кто почитал Феодора Мопсуестийского и Диодора Тарсийского, хотя не сомневался, что эти ребята -- еретики. но предпочитал не спорить о древности, если сегодня у их почитателей вероисповедание приемлемое.
4. на следующем крутом повороте у православных такого лидера не оказалось, а у части оппонентов он нашелся, -- Севир Антиохийский. результат: православие в 6 веке стало терять общение друг с другом. это проявилось позже в истории монофелитской унии и до сих пор проявляется в факте существования Эфиопской церкви (которая, по моему личному мнению, так и унесла к себе весь этот спектр 6 века, включая православие, и дальше выращивала).
5. Максим Исповедник (+ 662). -- интересная особенность, что до конца 11 века его не признавали мейнстримным богословом, а Шестой Вселенский собор постарался всячески замотать его память и сделать вид, что все собравшиеся там бывшие монофелиты всегда были православными без всякого Максима. Максим поставил рекорд по количеству людей, бывших с ним в общении (близкое к нулю; точно, что ни одного епископа).
6. Феодор Студит (+ 826). его строгая позиция по михизму и иконоборчеству победила не ранее 10 века (судя же по пересказу его христологии у Фотия, оставалась непонятной даже далеко не рядовым последователям).
11. Dark Ages византийского богословия -- 10-11 века. никто ничего не знает. но судя по тому, как оно пошло во второй половине 11 века, кто-то нашелся, кто сильно рванул церковное сообщество под уздцы. Симеон Новый Богослов (+ 1022)? -- не уверен. но точно, что там был какой-то взрыв. там ведь и другие фигуры сильно влияли, особенно Константин Хрисомалл, которого осудили, но чьи сочинения перепутались с сочинениями Симеона. Симеона тоже отлучали, конечно; куда ж без этого. а он не вменял эти церковные власти даже в уметы, т.е. даже мусором не считал.
12. иеромонах Иерофей, создавший в 1270-е годы триадологические трактаты с полной экспликацией неконсистентности православного учения о Троице, причем, добавив к рассуждениям высокохудожественные картинки -- логические диаграммы; рецепция его наследия была затруднена как еретиками (партией антикатолических противников Григория Кипрского и Влахернского собора 1285 г.), так и (квази-)раскольниками: он сам перешел из церкви патриарха Иосифа (неканоничной, но государственной до самой Лионской унии и после ее расторжения до 1310 г.) в церковь патриарха Арсения (гонимую). церковь Арсения победила государственную в 1410 г., когда мощи Арсения внесли для почитания в Св. Софию, а арсениты со своей стороны согласились отказаться от анафемы патриарху Иосифу, удовлетворившись лишь изъятием его имени из диптихов, т.е. отрицанием за ним патриаршества. но к маленькой секте непримиримых анти-арсенитов принадлежал, будучи ее лидером, митрополит Феолипт, духовный наставник Григория Паламы (который сам к этой секте не принадлежал -- за исключением, мб., нескольких лет? -- но чьи симпатии были на стороне Феолипта). учение Иерофея победило, но благодаря тому, что его сочинения стали расходиться в 14 в. под именем Иерофея Афинского, учителя самого Дионисия Ареопагита [СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ ЭТОГО ПУНКТА: еще что-то в 13 в. ; еще недавно я сказал бы, что Никифор Влеммид (+ 1272) (резкий поворот богословия к диалогу с латинским западом: при полном понимании, но и при полном православии). мб., и на самом деле Никифор Влеммид, несмотря на серьезное несовершенство его триадологии, как теперь точно выяснилось. но даже если так, то в связке с Григорием Кипрским (патриарх до 1289, потом еще сколько-то прожил), который сформулировал всё публично, корректно и скандально, так что пришлось оставить патриарший престол.]
13. Григорий Палама (+ 1357). -- его хватило до 1590-х гг., а отчасти и позже.
14. конец 16 в. -- середина 18 в.: опять Православие без лидеров нужного типа. разброд, шатание, гниение и т.п.
15. колливады. затрудняюсь сказать, кого лучше бы назвать ключевой фигурой в указанном смысле -- то ли Евстратия Аргенти (+ 1755, еще до собственно колливадов), то ли Макария Коринфского (+ 1805). -- тоже под постоянными отлучениями и т.п.
16. Антоний (Булатович) (+ 1919). -- имяславие. думаю, что это главный богослов 20 века. умер вне общения с патриархом Тихоном и почти всеми, но виноват был Тихон.
Previous post Next post
Up