О промысле

May 22, 2023 14:14


"Промысл Божий есть то, что даже плохие человеческие поступки обращает к добрым последствиям. Приехали некие люди из Италии, похитили мощи святителя Николая и увезли их. Можете себе представить, какую скорбь, какие страдания испытывали верующие? Это событие было воспринято как преступление, но, если бы не дурной поступок, то последствия были бы ( Read more... )

Leave a comment

vladimir_tiheev May 24 2023, 07:33:22 UTC
Простите, не знал что у вас, паламистов-неоплатоников, с логикой настолько плохо.))

Ну, все свв.отцы кроме перечисленных, не могут быть причислены к неоплатоникам. Или у Вас альтернативное мнение?))

Reply

nikitaromenskiy May 24 2023, 07:37:42 UTC
Учитывая ваши критерии,к неоплатоникам можно отнести кого угодно . Ок, сейчас найду у Григория Богослова о непознаваемости Божественной сущности. Можите привести примеры ваших единомышленников среди них (с цитатами)?

Reply

vladimir_tiheev May 24 2023, 09:03:22 UTC
То что Бог полностью познаваем только Самим Собой, это все христиане знают.

Критерии неоплатонизма например в тексте самозванца, которого православные до сих пор считают св.Дионисием Ареопагитом и его тексты публикуют на катехизаторском сайте Азбука:

Из моего комментария в этой ветке:
<<<< Вот например классический текст Псевдо-Дионисия (которого православные упорно считают святым Дионисием учеником апостола Павла) - абсолютного авторитета для православных (несмотря на множество прямых цитат из неоплатоников Плотина и Прокла):

<<<< Глава 5. Что ничем из умственного не является, превосходя его, Причина всего умственного ( ... )

Reply

nikitaromenskiy May 24 2023, 09:42:30 UTC
На ваш комментарий к Псевдодионисию я и не отвечал,т.к. не читал сам трактат. Опровергал только комментарий к Василию,которого читал . Да,что что Бог по сущности непознаваем, понимают все,кроме вас. (То есть о том,Что Он есть Сам по отношению к Себе,знает лишь Он) . Мы не может помыслить Бога вне отношений. Если сказать "полностью Бог не познавает,познаваема лишь часть сущности- то мы признаем сложность и составность его природы. Это и пытаться объяснить Евномию Василий. Приведенная вами цитате от он доводит мысль Евномия до абсурла,который логически вытекает из его тезиса "сущность Бога-нерожденный" :" Если мы хотим сохранить понятие простого и неимеющего частей, то мы или ничего не будем говорить о Боге, кроме о Его нерожденности, и откажемся называть Его невидимым, неизменным, Творцом, Судьей и всем, что мы ныне приняли для Его славословия; или, если мы принимаем все эти наименования, то как мы станем поступать? Отнесем ли мы все их к сущности и тем самым низведем Его и покажем не только сложным, но и составленным из неподобных ( ... )

Reply

vladimir_tiheev May 24 2023, 11:06:39 UTC
Только на всю голову неоплатоник может утверждать что различные качества Бога противоречат его простоте (несоставности).

<<<< Если сказать "полностью Бог не познаваем, познаваема лишь часть сущности- то мы признаем сложность и составность его природы. >>>>

Бог есть абсолютное бытие. В силу своего существования мы уже знаем бытие, причастны ему ("мы Им живем и движемся и существуем" Деян.17; 28). Но знать бытие как оно есть в Себе - мы не можем, конечно, в силу тварной своей природы.

Более того, мы получили в вере и крещении Духа Святого <<<< А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии >>>> (1 Кор 2:9)

Reply

nikitaromenskiy May 25 2023, 12:11:04 UTC
"Но знать бытие как оно есть в Себе - мы не можем, конечно, в силу тварной своей природы". - полностью да,сущность чего бы то ни было не познаваема. (Хотя осенью вы критиковали эту мысль Василия великого). Но,о сущности травного можно сказать "частично познаваема",т.к. все сотворенном составно. Не зная в полносте сущность вида,мы может познавать его сущностные качества путем наблюдения. Наблюдая нечто общее,мы относим частное к виду. Но к Богу это не относится,Он иной,чем мир. Он несравним. Повторяю свой постоянный вопрос к вам- человек подобосущен Богу?

Reply

vladimir_tiheev May 25 2023, 14:55:04 UTC
<<<< человек подобосущен Богу? >>>>

Человек создан по образу и подобию Бога - Вы не знали что-ли?

Речь не об интеллектуальном познании Бога, а о познании через созерцание. "Блаженны чистые сердцем ибо они Бога узрят". Или Иисус Христос для Вас авторитет так себе в сравнении с Василием Великим?

Reply

nikitaromenskiy May 25 2023, 15:37:56 UTC
Подобен по сущности? Раньше обвинение вас в пантеизме было полемическим приемом- доведением до абсурда,а вот теперь...

Reply

vladimir_tiheev May 26 2023, 01:34:04 UTC
Человек подобен по своей сущности Богу - в своих разумности, свободе, способности к любви. Я триста раз писал тут что только Бог по сущности - бытие. Человек лишь получатель своего существования (от Бога, естественно).

Reply

nikitaromenskiy May 25 2023, 12:23:34 UTC
Вы и апостола Павла читайте так,как Василия? «Дух все проницает, и глубины Божии, Ибо кто знает из людей, что в человеке? Только дух человеческий, который в нем. Так и Божьего не познал никто, только Дух Божий» (1Кор 2:10-11.).
Если бы вы таки прочли трактат Василия,который комментируйте,увидели бы,что он упонинает эту цитату и комментирует "Только Сыну и Святому Духу ведом Отец; потому что «никто же знает Отца, только Сын» (Мф. 11:27.)". Ещё из посланий Апостола :" Господь господствующий...который обитает в свете непреступном, Которого никто из человек не видел и видеть не может ".

Reply

vladimir_tiheev May 25 2023, 14:50:38 UTC
Любая ересь основана на отрыве цитат Библии из контекста всего Св.Писания.

<<<< «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин.3:2).>>>>

Но чтобы настолько нагло обрывали слова Христа - вижу впервые <<<< И никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть>>>>>

<<<< Блаженные чистые сердцем ибо они Бога узрят >>>>

<<<< Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа >>>>

<<<< Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. >>>>

Reply

nikitaromenskiy May 25 2023, 15:10:17 UTC
То есть в вашей интерпретации человек может (пусть даже не своими,а Божиим,силами) познать Отца так же,как и Сын? До этого вы сами и писали "Но знать бытие как оно есть в Себе - мы не можем, конечно, в силу тварной своей природы" . Очевидно,в Писании есть места,явно говорят о том,что в Боге непознаваемо, как и места,столь же олнозначно говорящие о возможности Богопознания. Стало быть,есть граница. Сказать "Бог частично познаваем "- нелепо. Ваши предложения?

Reply

vladimir_tiheev May 25 2023, 15:21:09 UTC
Бог познаваем Святым Духом по мере чистоты и любви.

Например, свет звезды познаваем, но степень этого познания разный на расстоянии сто световых лет и на расстоянии ста километров от её поверхности.

Reply

nikitaromenskiy May 25 2023, 15:46:37 UTC
Самое интересное вы пропустили. 1Можно ли познать Отца так, как Сын? (Даже если забыть про все грехи,что отдаляют человека от Бога). 2. Где граница Богопознания?

Reply

vladimir_tiheev May 24 2023, 11:09:19 UTC
Учение Церкви - о простоте Бога (о Его несоставности). Учение Церкви - о познании Бога как цели и смысле человеческой жизни. Но Палама учит о предвечном "низшем божестве" которое лишь и доступно познанию.

Reply


Leave a comment

Up