- Видел как-то забавный демотиватор: Человек в кипе и с пейсами задумчиво смотрит на «Черный квадрат» Малевича и говорит: «А нет ли здесь антисемитизма?».
2. В. В. Бортко рассказывал мне, что он предложил Михаилу Козакову сыграть роли иудейского первосвященника Каиафы и чекиста в «Мастере и Маргарите». Тот возмущенно отверг эту идее как антисемитскую. Тогда режиссер обратился к Валентину Гафту. Тот после некоторого раздумья выдвинул контрпредложение: а можно я буду чекиста играть с грузинским акцентом? Бортко сказал, что национальность чекиста ему совсем не важна, и Гафт появился в фильме.
3. Сегодня бродил по коридорам Останкино и напоролся на неожиданную интерпретацию слов, сказанных Святейшим вчера на молитвенном стоянии.
«Но и про этот Божий храм, перед которым мы стоим, те же самые, что кричали: «Ученики украли Его ночью!», - те же самые в момент тяжелейшего экономического кризиса говорили: «Зачем восстанавливать Храм Христа Спасителя? На эти деньги можно купить и сделать то-то, то-то или то-то».
Пара моих собеседников увидела в этом сопоставлении именно антисемитизм: намек на то, что против восстановления Храма выступали именно еврейские публицисты.
Читатели моего блога, наверно, заметили, что уже года два я воздерживаюсь от интерпретаций слов Патриарха, считая это уделом пресс-службы и официальных лиц Церкви.
Но в данном случае, чтобы помешать распространению услышанной версии, дерзну предложить иную интерпретацию слов Предстоятеля.
Полагаю, что вряд ли Патриарх стал бы обращать внимание на анкетные данные критиков.
Параллель тут, наверно, в распространении проплаченной клеветы: как иудейские первосвященники дали деньги римским стражникам и велели клеветать на апостолов и Христа, так же (по мысли Патриарха, если верна моя догадка о ней) происходило и в 90-е года 20- века, и то же повторяется сейчас.