Спасибо, Олеся Николаева!

May 01, 2020 14:14

Olesia Nikolaeva Разве не надо сор из избы выносить? Что же это за изба такая? А Кураев вещает в публичном светском пространстве, а не в закрытом клубе, и поэтому вполне можно ему возражать, ловить за руку, уличать во лжи и лицемерии. Почему нет?! Вообще-то Церковь - это не изба: ложное сравнение. Сейчас вообще очень много ложных метафор, рождающих недоверие к интерпретаторам и их интерпретациям происходящего. Какой-то мир симулякров. Постмодернизьм, одним словом.

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1394247677430325&id=100005353178647

Наконец-то мы снова согласны.

Эти ее слова находятся в комментарии к записи прот. Владимира Вигилянского.

"Я точно знаю, когда появилась трещина в наших отношениях. В 2009 году у него вышел учебник по миссиологии. Он подарил его мне с дружеской подписью. Я его поблагодарил, но спросил: «Отец Андрей, надеюсь, вы, наконец, написали здесь, что целью миссиологии является вовлечение человека в Евхаристию?» Он ничего не ответил. Потом я с интересом пролистал 500-страничную книгу - ни одного упоминания о Евхаристии… ".

Соглашусь с о. Владимиром. Но дело в том, что у слова "Евхаристия" вне специально сакраментологического контекста есть синонимы: Причастие и Литургия. И об этом в той книге - есть.

Но главное в том, что сам замысел этой книги был в том, чтобы ужать, ограничить и сделать более четким понимание слова "миссионерство", отделив его от пастырства, гомилетики и церковного образования. Задача миссионера конкретна: убедить человека со своими вопросами приходить к нам, а не только к психологам-врачам-знахарям-гуглу. Дальше начинается пастырство.

"Высшая задача миссионера общеизвестна: обратить людей в Православие. Но высшее не означает единственное. Бывают тактические победы и небольшие радости. Например - если у твоего собеседника просто ожили глаза. Если он перестал бояться Православия. Если он сократил число своих антицерковных предрассудков.
Так что задача миссионера может быть сформулирована более конкретно и достижимо, нежели «спасти заблудшую душу».
Первый смысл миссионерства - это нарушить покой человека. Бросить камень в трясину, чтобы ряска хоть чуть-чуть разошлась. Обеспокоить, чтобы душа зашевелилась. Чтобы хотя бы знак вопроса нарисовался. Или,в иной формулировке: задача миссии - убедить сытого человека в том что он голоден.
Вторая задача - разрушить карикатурные представления о Православии.
Третья тактическая задача миссии - разъяснить людям логику православной позиции по тем или иным вопросам, чтобы они поняли, что наша вера не есть нагромождение каких-то абсурдов. Четвертая задача - подвести собеседника к тому, чтобы он себя, свои проблемы, боли, тревоги и радости узнал бы в Православии...
... Пастырь обращается к тем, кто уже ему доверяет. Миссионер - к тем, кто сомневается и в нем самом, и в его словах и в его вере. Цель миссии - вызвать доверие к Евангелию и Церкви, обратить ум от сомнений в истине христианства к позитивному вопрошанию - чтобы человек научился вопрошать у самого Христа и у Его Церкви: «что мне делать чтобы наследовать жизнь вечную?». Ответ на такой вопрос и реализация этого ответа - уже задача собственно внутрицерковной жизни (научение и освящение). Не надо всю жизнь Церкви сводить к миссии - иначе задача собственно миссионерства так и не будет четко обозначена, а, значит, и решена. Граница, где кончается миссия и начинается церковное пастырство, понятна: это граница смены интонаций. Миссионер оправдывает свою веру, объясняет, доказывает. Пастырь - наставляет. Миссионер критикует мировоззрения, пастырь - самого человека, ставшего его духовным сыном.
Миссионер очеловечивает, церковное пастырство - обоживает. Очеловечивает в смысле освобождает от слишком низких навесных потолков и идолов. И это скорее собственно человеческая работа миссионера. А вот пастырь вводит людей в мир церковных таинств. Тут уже действует Дух и конечным плодом этих действий и должно стать превосхождение только человеческого уровня бытия и «причастие Божескому естеству».
Миссия - это слово, обращаемое Церковью к тем, кто не слышал, не принял или не понял ее Символа веры? «Не слышал» - это миссия к неверам и язычникам. «Не принял» - к неверам и еретикам. «Не понял» - миссия к своим, уже крещеным, но не оглашеным.Если же говорить более традиционным церковным языком, то миссия - это керигма, а пастырство призвано даровать полноту жизни во Христе, явленной в Церкви"

А керигма, кстати, в древней Церкви как раз специально молчала о Евхаристии ("дисциплина аркана").

Вот такие вот поводы даже у вип-православных для "трещины в отношениях".
Previous post Next post
Up