Умный и честный разговор о русской церковной жизни.
Click to view
https://www.youtube.com/watch?=2670&v=gEINSRV47oU Жду плюющегося памфлета от диакона Василика.
Не жду хоть вздоха горького согласия со стороны Легойды.
Не согласен я с отцом Георгием разве что в его избыточном "мы". Сказать, что мы просрали церковное возрождение 90х, значит сказать нечто слишком оправдательное и недостаточно честное. У этого "просрали" есть конкретные имена. Прихожане ли виноваты в том, что церковные собрания стали фикцией, а братства были задушены в зародыше? (см. 19-я минута)
Просто кто-то все эти годы строил свою вертикаль власти и бизнес-империю. Нет, не один человек и не только патриарх. Не митр. Сергий Страгородский изобрел "сергианство". Бессовестное услужение властям (в том числе и ради сохранения своей власти) процветало в церковной иерархии за много веков до него.
Точно так же и примитивизация церковной жизни до уровня среды-удобной-для епископа (церквариум?) началась где-то с третьего века. Эта "культура" (в бактериологическом смысле) резко расцвела в удобных для нее условиях постсоветской России. И носители этой бактерии виновны лишь в том, что сделали выбор в пользу того, что им было понятнее и удобнее, но было создано вовсе не ими.
Неофиты-интеллигенты на своих конференциях и в самом деле поначалу пробовали размышлять о путях и беспутьях русской истории (в том числе и церковной). Но князья церкви сразу избрали для себя удобный для них лубок: жидо-масоны разрушили святую Русь, где цари понуждали благоговеть перед волей и словом "преемников апостолов".
"Мы" виноваты в том, что эти поиски и разговоры заглохли? - Да.
Но еще больше вина тех, кто выломал в органе церковной мысли почти все трубы, оставив лишь два регистра: похвала самим себе и лай на всех иных.
И эта примитивизация была вполне себе "возвращением к истокам".
Так что я бы не отделял современного штамма от того, что распространялся в "исторической России" и Византии.
"Что редко - то не закон для Церкви". А редкостью в ее истории и жизни была святость, а точнее - нравственная вменяемость лиц, достигших степеней известных. Единичные Филиппы изгонялись дружными соборами своих "сослужителей".
***
Не знал, что у Тучкова сестра была монахиней, а Карпов почти окончил Спб семинарию. То есть церковь душили руками людей, получивших церковное воспитание и образование.