Гатчинская мозаика

Aug 13, 2019 09:15

«Нужно снять избыточный ажиотаж вокруг этой ситуации. Церковные правила запрещают монахам совершать таинства венчания и крещения ради спокойствия, в первую очередь, самих монахов. Чтобы он не предался мыслям, что и ему самому было бы неплохо создать семью, родить малыша. Обычно приходские священники этим занимается. А у монаха даже нет опыта общения с такими маленькими детьми», - отметил отец Андрей Кураев.

«У этого монаха оказались какие-то особенные "тараканы" в голове. Очень, надо сказать, редкие для питерского священства. Он признает таинство действительно произошедшем только при полном погружении, а обливание, видимо, по его мнению, свойственно католикам. К тому же должна быть большая купель в храме. Но совершавший крещение не служил там. А значит и не смог оперативно решить вопрос. И если большой купели не было, значит, настоятель ничего против крещения обливанием не имеет. Игумен противопоставил себя местному настоятелю, что уже является достаточным поводом для церковного наказания», - пояснил протодиакон Андрей Кураев.
https://nsn.fm/society/v-rpts-rasskazali-pochemu-gatchinskii-svyaschennik-dolzhen-byt-nakazan

Фотий не принадлежит этой церкви в Гатчине. Он по сути «гастарбайтер» в этом храме, поэтому его авторитет среди местного персонала не велик. Увидев подросшего ребенка ему надо было попросить купель побольше или вообще отказаться от крестин, направив в тот храм, где есть специальная крестильная оборудованная для взрослых и подросших детишек, - пояснил Кураев.

Также он рассказал, что в семинарии специально учат тому, как надо держать малышей при крещении. При этом он выразил мнение, что «похоже, Фотий в семинарии не учился». Увидев, что малыш разнервничался, ему надо было отдать его матери, пока тот не успокоится.

- Это уже тараканы в голове этого батюшки, что он считает, будто правильное крещение проходит только с окунанием головы, а не просто полили водичкой. По этому поводу в Русской церкви есть разные мнения. Мы все считаем, что если есть возможность - лучше полное погружение. Если нет - то настаивать на этом не стоит. Тем более в такой странной форме, как это произошло здесь, - отметил дьякон
https://www.spb.kp.ru/online/news/3569823/

Дьякон Андрей Кураев в беседе с «КП»-Петербург высказал мнение, что инцидент в церкви - не совсем дело полиции. Но спускать на «тормозах» ситуацию нельзя. Священнослужитель пояснил, что троекратное окунание действительно принято во всем христианском мире, однако если ситуация не позволяет погружения с головой, то лучше просто полить ее святой водой.
Андрей Кураев считает, что священник допустил ошибки во время крещения

- В семинарии специально учат, как держать малыша при крещении. Похоже, Фотий вообще в семинарии не учился. Риск действительно есть: в 70-м году священник утопил полуторамесячного малыша в купели, - отметил дьякон Кураев. - Это уже тараканы в голове этого батюшки, что он считает, будто правильное крещение проходит только с окунанием головы, а не просто полили водичкой. По этому поводу у Русской церкви есть разное мнение. Мы все считаем, что если есть возможность - лучше полное погружение. Если нет - но настаивать на этом не стоит. Тем более в такой странной форме, как это произошло здесь.

Кураев считает, во всем вина священника: он был в взвинченном состоянии и нервозность передалась матери и малышу. Вместо того, чтобы пытаться «запихнуть» ребенка в купель, ему следовало отдать его матери и подождать, пока тот успокоится.

Одна из ошибок Фотия, пояснил Кураев, в том, что он крестил в чужом храме, а это означает, что он «гастарбайтер в этой церкви», то есть его авторитет среди местного церковного персонала не так велик. Увидев подросшего ребенка ему следовало попросить купель побольше, либо отправить семью в другой храм, где есть специальная крестильная оборудованная для взрослых и подросших детишек. Это помогло бы избежать травм.

- Очень хорошо, что епархия не делает из него героя. Потому что можно было встать в такую позу, дескать: он за каноны и страдает за православие. Слава Богу, что ни епархия, ни официальные представители патриархии не стали этого заявлять.
https://www.spb.kp.ru/daily/27014/4077095/

Еще раз:

если был заказ не крещение младенца, но принесли не 40-дневного кроху, а уже годовалого человечка, то священник может предложить три варианта действий:

1. Крестить в наличной маленькой купели обливанием.
2. Попросить подождать и найти купель большего размера.
3. Если ее в храме нет, а крестить обливанием для священника или родителей (крестных) нежелательно - дать адрес ближайшего храма с баптистерием и вернуть деньги.

Но игумен Фотий был на заработках. Поэтому распоряжаться работниками и инвентарем чужого храма не мог и от уже уплаченных денег отказаться тоже не мог.

Рекламная пауза:
В моем храме архангела Михаила в Тропарево баптистерий есть! :)

***

Из комментариев:
Ситуация с гастербайтерством будет только ухудшаться. В большом городе священников может не хватать, в сельских храмах батюшки бедствуют, да и монахам сидеть в монастырях скучно. Вот и едут на подработку. С негласного разрешения архиерея остаются в качестве нештатных сотрудников и фактически забрасывают свою сельскую паству или монастырь. Для настоятеля это тоже выгодно: не надо напрягаться с выращиванием собственных клириков, да и засланного казачка сверху не спустят: у нас уже батюшка есть! Так покрывается кадровый дефицит.
Для рядовых сотрудников храма это проблемное лицо, так как хороший человек на такой побег как правило не решается. Свойственных для конкретного храма привычек он не знает и всё делает по-своему. Грубые крестины с полным погружением лишь одна из загогулин. Младенца он не может держать не потому, что его не учили в семинарии, а потому что у него этих детей нет. Когда у батюшки трое и ещё четвёртый на подходе, он до такого в принципе не додумается. Иеромонахи въезжают на чужой приход с кучей брошюрок и листовок о том, как надо правильно исповедоваться и жить. Подчас содержание этой писанины представляет собой въедливый разбор сексуального поведения и якобы вытекающей из этого греховной жизни. Так как задача у нашего гостя заключается в том чтобы угодить, начинается дёрганье младшего церковного персонала - и ладан не тот и поют не так. Делается всё, чтобы создать презентабельное впечатление для потенциальной клиентуры.
Previous post Next post
Up