Nov 03, 2018 10:52
В 1370 году патриарх Филофей пишет Окружное послание русским князьям, призывая их "оказывать подобающее уважение, послушание и благопокорение митрополиту Киевскому и всея Руси, которого Бог даровал вам нгашими руками и будете внимать ему как вы обязаны внимать самому Богу, поскольку он представитель патриарха. Ибо так как Бог поставил нашу мерность предстоятелем всех, по всей вселенной находящихся христиан, попечителем и блюстителем их душ, то все зависят от меня, как общего отца и учителя. И если бы мне можно было самому лично обходить все находящиеся на земле города и веси и проповедовать в них слово Божие, то я неупустительно делал бы это, как свое дело. Но поелику одному немощному и слабому человеку невозможно обходить всю вселенную, то мерность наша избирает лучших и отличающихся добродетелью лиц, поставляет и рукополагает их пастырями, учителями и архиереями, и посылает в разные части вселенной: одного - туда, в вашу великую и многолюдную страну, другого - в другую часть земли, повсюду - особого [архипастыря], так что каждый в той стране и местности, которая дана ему в жребий, представляет лицо, кафедру и все права нашей мерности.
Итак, поелику и вы имеете там, вместо меня, преосвященного митрополита киевского и всея Руси, вы обязаны оказывать ему великую честь и благопокорность, каковую должны были бы воздавать мне самому, если бы я присутствовал там; ибо он находится там вместо меня, имея наши права, так что оказываемое ему почтение, послушание и благопокорение относится к нашей мерности, а через нас переходит прямо к самому Богу.
Итак, вы, как истинные сыны церкви Христовой, обязаны повиноваться вашему отцу, которого Бог даровал вам через нас, и почитать его, как меня, и слова его принимать за вещания Божии. Если вы будете так делать и иметь такое расположение к церкви Божией и к самому преосвященному митрополиту своему, то прежде всего получите мзду в нынешнем веке, снискав себе содействие и помощь во всем, в чем нуждаетесь, от самого Бога, Который подаст вам усиление власти, долготу жизни, успех в делах, благоденствие, исполненное всех благ, жизнь беспечальную и безбедную и здравие телесное, а в будущем веке - царство небесное, наследие вечных благ и наслаждение [ими]" .
(Прот. Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь. Париж, 1990, СС. 337-338)
Как справедливо говорит публикатор, - "именно в этом послании Филофей говорит о вселенской власти патриарха в выражениях, которые вполне мог бы употребить римский папа 11 века" (с. 417).
Но св. Алексий "Московский", реально тогда управлявший Московским княженством при малолетнем князе, не оспорил этот папизм. Собственно, именно этот патриарх Филофей и сделал Москву столицей России. "Никогда ранее Вильна не оказывалась столь близка к тому, чтобы заменить Москву в качестве столицы будущей объединенной Руси. Дипломатические усилия Филофея, возможно, оказались решающим фактором, который предотвратил это" (с. 236).
Выбор был: на статус общерусского центра взамен Киева претендовали Тверь, Новгород, Вильна. Но Царьград тогда поддержал именно Москву. В частности, посланник Филофея Киприан (назначенный «в помощь» св.Алексию) удержал литовского князя Ягайло от участия в Куликовской битве на стороне татар .
«Именно благодаря Византии Москва, а не Вильно (или Тверь), стала столицей Российской империи. Это утверждение не уменьшает значения географических и экономических факторов (которые классически описал В. О. Ключевский), или роль татарского владычества, или личных усилий Ивана Калиты и его преемников, или любых других факторов, обусловивших возвышение Москвы. Однако религиозные и политические санкции патриархата и византийского государства существенно перетягивали чашу весов в пользу Москвы в яростном состязании между нею и Литвой (которая в XIV веке владела большей частью Руси, в том числе древней княжеской столицей Киевом, безусловно располагала большим населением, отождествлявшим себя с “Русью» и пользовавшимся большей независимостью от татар). Византия должна была совершить трудный выбор между “двумя Россиями". Хотя московские великие князья очень щедро наполняли пустую казну греческих императоров и церковных чиновников, нет достаточных оснований считать, что Византия всегда поддерживала тех, кто больше платит. К тому же неизвестно, были ли ставки Москвы выше литовских. Что важнее всего, лояльность Москвы по отношению к Золотой Орде (до 1370 года) совпадала с византийской политикой начала эпохи Палеологов, основанной на дружбе с татарами. Эта политика удовлетворяла и интересам генуэзских купцов, державших в своих руках черноморскую торговлю и торговые пути Средиземноморья. Митрополиты всея Руси - назначаемые Константинополем, уважаемые ханами и часто посещающие Золотую Орду - были удобными дипломатическими посредниками для проведения византийских интересов в Восточной Европе. Москва была подходящим пунктом для осуществления их миссии»
(с.333)
Это продолжение традиционной византийской политики: если некая орда вторгалась на Бакланы, они начинали дружить с той ордой, что была в нижнем Поволжье и Кубани. Когда в 9 веке русы впервые осадили Царьгад, император немедленно послал Кирилла и Мефодия на Кубань к хазарам. Вовсе не для проповеди, а для того, чтобы подговорить кагана ударить в тыл русским. А в 14 веке монголы были врагами османов. Так что государственный интерес Византии заставлял требовать от русского духовенства дружбы с монголами и проповедь лояльности игу.
И да, вселенский патриарх Филофей Коккинос (Рыжий) - еврей (с. 214).
В Москве должны бы памятник ему поставить... А если бы Рыжий сделал ставку на Вильнюс, и тот стал бы столицей огромной единой Руси? Альтернативная история Европы стала бы очень альтернативной…