Евнухи как святоотеческое наследие

Jul 24, 2018 18:01

В XII веке епископ Феофилакт Охридский, брат которого был евнухом и священником собора Святой Софии, написал трактат в защиту евнухов. Основываясь на писаниях апостолов и Отцов Церкви, а также на положениях римского права, автор приходит к выводу, что кастрация не является преступлением против Бога, не умаляет душу и сравнима, скорее, с подрезанием поспевающей виноградной лозы[28]. Феофилакт строит своё произведение в форме диалога неких монаха и евнуха. Монах выступает против пения вообще, а евнух ссылками на ангельское пение, введённое в церковь пророком Даниилом, Игнатием Антиохийским и Иоанном Златоустом, доказывает его необходимость[29].

Moran N. Byzantine castrati // Plainsong and Medieval Music. - Cambridge University Press, 2002. - Т. 11, № 2. - С. 99-112. - DOI:10.1017/S0961137102002073.

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Евнухи_в_Византии

Феофилакт Охридский (кон. 11 в.) написал трактат «В защиту евнухов», основные темы которого:
- аскетизм точно так же разрушителен для тела, как кастрация, но аскетов никто не порицает;
- кастрация раньше запрещалась канонами, т.к. ее практиковали еретики, в т.ч. хулившие брак, что теперь неактуально;
- кастрация детей ради сохранения их «чистоты» хороша - это средство уберечь ребенка от соблазнов и сделать из него слугу Божия и полезного члена общества;
- церковные каноны и правила не всегда совершенны, некоторые противоречат Евангелию, и вообще их надо толковать в контексте времени и обстоятельств;
- кастрация - способ сохранения чистоты; раньше отцы лицом к лицу боролись с дьяволом, а теперь люди так не могут; «сопротивляемость» пациентов к болезням упала, и врачи теперь приписывают иные лекарства, чем раньше - так и в Церкви;
- если соблюдать закон Юстиниана о запрете кастрации, то откуда возьмутся евнухи для двора? а ведь они явно нужны на императорской службе и их служба законна ;
- о евнухах-певцах в церкви - они услаждают слух верующих.

https://www.livelib.ru/review/328926-the-perfect-servant-eunuchs-and-the-social-construction-of-gender-in-byzantium-kathryn-m-ringrose#more

Есть критическое издание с французским переводом:
http://ru.scribd.com/doc/98341646/P-Gautier-Theophylacte-d-Achrida

А ведь весь трактат (его содержание типа подслушано Феофилактом когда он стоял за какой-то завесой) -- диалог между бородатым монахом и евнухом, да и написан\записан Феофилактом для своего брата (который прислуживал в Агиа Софии).

Есть там дивный тезис: юноша, кастрирующий себя в аскетических целях, согрешает. Но родители, оскопляющие своего сына ради сохранения его в чистоте, поступают прекрасно.

Интересно, хоть один из сотни преподавателей, ведущих курс патрологии в духовных школах РПЦ, расскажет студентам об этом святоотеческом творении?

Кстати, св. Феофилакт Болгарский может быть образцом для Питирима Таджикского: оба миссионера не скрывали своей ненависти к странам пребывания.

Монастыри, Женщины в церкви

Previous post Next post
Up