История одного провала (ОПК)

Jan 06, 2011 11:30

Светлана Михайловна - провинциалка. Приехала в столицу не от хорошей жизни. Сын учится в институте, больная мать…на четыре тысячи ребенка не выучишь, и, вообще, выживать как-то надо. Педагог с высшим образованием и высшей квалификационной категорией пыталась преподавать ОПК В ОДНОМ ИЗ ЦО МОСКВЫ. Заметим, что опыт работы ее в области православия составляет почти десять лет.

- Светлана Михайловна, почему Вы выбрали именно этот Центр Образования?

- Все очень просто, меня пригласила директор ЦО Екатерина Андреевна. Мы познакомились на Рождественских чтениях в храме Христа Спасителя. Я читала доклад на одной из секций, который был основан на собственном многолетнем опыте преподавания Основ православной культура в системе дополнительного образования в нашей провинции. В перерыве между работой секций, в зале церковных соборов, ко мне подошла женщина, мы познакомились, она сказала, что ей нужен специалист именно такого уровня, и что она приглашает меня на работу в свою элитную школу…

- Вы дождались 1 сентября, приехали в Москву…что было дальше?

- Екатерина Андреевна была приветлива и мила познакомила меня с коллегами. 1 сентября у меня взяли все необходимые документы, написали приказ, выдали пропуск…. Конечно, как всегда, был настрой на работу, начала составлять план экскурсионных поездок… Но, буквально на следующий день у меня состоялся неприятный разговор с заведующей кадрами. Женщина требовала от меня ИНН, а у меня его просто нет. Весть по школе распространилась быстро. Уже на третий день почувствовала на себе косые взгляды… Меня вызвала в кабинет Екатерина Андреевна, в резкой форме уведомила: «У нас светская школа, начинайте проводить занятия, но, смотрите, чтобы все было в культурологической форме. Никаких проповедей мы не потерпим!..» «Странная реплика»-, подумалось мне, ведь в моем выступлении на Рождественских чтениях даже близко не было слова «культурология». О своем опыте я рассказывала открыто…

- Вам удалось провести занятия?

- Да, 4 и 5 сентября я проводила занятия в 4-м и 5-м классах…затем были выходные, а в понедельник мне указали на дверь…

- Что ж такого страшного Вы рассказывали детям?

- Обычные вводные занятия: что это за предмет, о чем он, о цели жизни на земле… Дети слушали очень внимательно, несмотря на то, что они устали и это по счету 7-й урок. Из наглядных пособий у меня были свечи, одна из них горела целый урок - другая оставалась на подсвечнике нетронутой. Надо образами входить в сердца. Деткам захотелось жить, подобно горящей свече - делать добро, любить ближних, слушаться родителей и старших… Ведь, не горящая свеча, не нужна Богу…

В классах присутствовали учащиеся других конфесий, поэтому в конце занятия я попросила детей принести заявления от родителей, которые не возражают против того, чтобы их сын(дочь) посещали занятия ОПК. Наша беседа закончилась, а детская душа чувствует истину, тянется к ней…глазки горят, вопросы задают… Например: «Какой грех самый страшный?», «Что такое совесть и почему она может мучить?», «Иисус Христос - БОГ или Человек?» «Почему всегда надо говорить правду?» «Почему мы не понимаем о чем читают и поют в храме?» Лекции, беседы, ответы на вопросы всегда строю, опираясь на Священное писание и святоотеческое наследие. Ни в коем случае нельзя говорить отсебятину, полагаться на свой ограниченный ум, мало ли кому что померещится… Есть Священное Писание, есть непрерикаемый опыт святых отцов - иного быть не может. Теперь, представьте, как можно отвечать на подобные вопросы, культурологически?! Это же смешно и дико. Нельзя забывать: за каждое слово дадим ответ Богу.

Говорить отсебятину на таких уроках, это все равно, что развращать детей! Зачем же вешать себе жернов на шею? На занятиях присутствовали педагоги - бабушка, лет 75 и почему-то с вызывающей косметикой на лице, в брюках. Бабушка вмешивалась в учебный процесс, пыталась за меня отвечать на вопросы, мне пришлось пресечь такое безобразие: «Пожалуйста, не лезьте туда, где Вы ничего не понимаете…» У Бабушки типичная еврейская фамилия, ну что с нее взять? Другая - тетенька с подозрительным, сканирущим взглядом… Мне было понятно, что они присутствуют на занятиях по просьбе директора: «Посмотрите, мол, что за птица…»

- А еврейская бабушка как-то отреагировала на Ваше замечание?

- Пыталась возмутиться, но ее остановили дети: «Елизавета Абрамовна, Вы ведете математику, вот и ведите, не мешайте слушать!» В понедельник я пришла на работу, а дежурные педагоги как будто меня всю жизнь ждали: «Скорее, скорее идите к директору!» Я вошла в кабинет, Светлана Михайловна посмотрела на меня так, как будто собиралась сшить мне костюм. Категорично заявила: «Я же просила Вас, культурологически, а Вы что здесь устроили? Тогда ведите историю религий…» «Да нам бы в своей разобраться!»- был мой ответ. Пришлось забрать документы.

- Переживали по этому поводу?

- Конечно, детей жаль…

- А у себя в провинции, у Вас не было подобных проблем?

- За все десять лет, что я преподавала в двух общеобразовательных школах с 5 по 8 класс - было только одно отказное заявление от родительницы. Мне очень жаль было ее сынишку. Замечательный мальчик, любознательный, добрый, просился на занятия, говорил, что мама не узнает… но «пожелание» родителей нарушить нельзя. Пусть сами отвечают за свои действия. Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство небесное (МФ19: 14-15).

На первых порах трудно приходилось: наглядные пособия приносила из дома, учебников еще не было… да, собственно, и те, что написаны, к сожалению, не могут претендовать на полноценный учебный материал. Училась на курсах в МДА, несколько лет пела на клиросе, всегда молилась перед занятиями, чтобы Господь сподобил сказать нужное, полезное для души. Если я болела, дети каждый день спрашивали: «Когда же придет Светлана Михайловна?» Домой приезжали, навещали… Неудобно было перед коллегами, все же я от Дома детского творчества вела факультативы, преподаватели ревновали детей. Но это же естественно, ведь мы говорим на темы, которые больше нигде не обсуждаются, двойки не ставлю…

Постепенно за детьми потянулись родители. При благочинии мы создали семейный клуб «Благовест», написали программу, проводили занятия, ездили в паломнические поездки… Стали преподавать в Воскресной школе при благочинии. Пришло более 70 детей. За детьми и родителя потянулись учителя… Стали проводить Районные Рождественские чтения…Никто не заставлял меня вести культурологию, это же нелепо, смешно и дико, но почему-то в «элитном» ЦО этого не понимают.

***

Странный педагог.
1) Старшему учителю, "бабушке" на уроке в присутствии детей она хамски сказала "не лезьте" - и потом удивляется, что ее попросили из этого педколлектива.
2) Если она считает "смешным и диким" культурологически отвечать на вопросы «Какой грех самый страшный?», «Что такое совесть и почему она может мучить?», «Иисус Христос - БОГ или Человек?» «Почему всегда надо говорить правду?» «Почему мы не понимаем о чем читают и поют в храме?» - значит, она просто не в теме и совсем напрасно ездила на курсы ОПК в МДА.
Культурологические ответы на вопросы детей звучат так:

«Какой грех самый страшный?» - "Церковь предупреждает, что самый страшный грех -это..."

«Иисус Христос - БОГ или Человек?» - "Христиане всегда настаивали на том, что здесь нет альтернативы и что Христос и Бог и человек".

«Почему мы не понимаем о чем читают и поют в храме?» - «Потому что служба в православных храмах Москвы ведется не на русском, а на церковно-славянском языке. ЦСЯ - это …».

Так что произошел естественный отсев: не может вести курс «основ православной КУЛЬТУРЫ» человек, по убеждению которого «вести культурологию это нелепо, смешно и дико».

Показательно, что это интервью появилось на раскольнических сайтах.

А я еще давно советовал директорам школ при приеме на работу преподавателей ОПК прежде всего в интимной беседе спросить - "А стоит ли за это браться? говорят, что конец света уж совсем скоро? Что вы думаете об ИНН?".
Previous post Next post
Up