13 октября 1917 г.
СВЯТЕЙШЕМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СИНОДУ
ТИХОНА, Митрополита Московского и Коломенского Донесение.
Причт Вознесенской, села Коломенского, церкви, Московского уезда, в Июне месяце сего года, донес Преосвященному Иоасафу, Епископу Дмитровскому, Управлявшему Московской епархией, что 2-го Марта с[его] г[ода] явилась к приходскому священнику крестьянка Бронницкого уезда [Московской губернии], деревни Починок, Евдокия Андрианова, проживающая в [слободе] Перерве [той же губернии], и сообщила о своих двух сонных видениях, бывших: одно - 13 Февраля, в чистый Понедельник, ей было сказано: «есть в Коломенском большая черная икона, ее нужно сделать красной и пусть молятся» и второе - 26 Февраля: «белая церковь, в которой происходит спор со старообрядцами и среди храма она видит торжественно восседающую женщину, хотя лик ее был не видим, по сторонам присутствовали два иеромонаха; и когда один из них объявил, что сейчас начнется спор с старообрядцами, то, на приглашение выйти, так как соберется толпа и будет душно, женщина согласилась и величественно пошла», при чем Адриановой было памятно, что «самый выход был как бы из подвала, а не из парадного хода храма».
Выслушав заявление Андриановой, священник пригласил ее в храм, где показаны были ей все иконы, находящиеся на своих местах в ризах; осмотрев их, Андрианова спросила, нет ли где еще икон? На этот вопрос - священник приказал церковному сторожу и бывшему в храме прихожанину принести из подвала самую большую икону; когда ее принесли, то на ней от осевшей пыли не было видно лика, тотчас же промыли икону и на ней оказалось изображение: «Царицы Небесной, восседающей на Царском Троне, в руках имея скипетр и державу в красной мантии, на голове корона, на коленах Божией Матери - Благословляющий Спаситель». Андрианова, находя, что эта икона вполне соответствует ее видениям, тотчас же попросила отслужить молебен(, -) и с этого времени8 стала разноситься слава об иконе среди всех окрестных жителей и весьма многие прибегают к помощи Царицы Небесной.
Произведенным, по поручению Преосвященного Иоасафа, расследованием чрез местного духовного следователя выяснилось, что 1. обстоятельства, изложенные в донесении причта Вознесенской, села Коломенского, церкви вполне подтверждены
показаниями допрошенных лиц. Молва о явлении иконы весьма быстро стала распространяться среди окрестных жителей, стали стекаться во множестве богомольцы на поклонение иконе и, с разрешения Преосвященного Иоасафа, от 1 Июля с[его] [года], стали брать означенную икону по домам не только свои прихожане, но и соседние селения. О чудесах же от иконы [тогда] не было заявлено. Икона находится в настоящее время в Георгиевской церкви (-) в новом вызолоченном иконостасе(;) (2.) Изображена на иконе: («)Богоматерь,сидящая на престоле, с короной на главе, со скипетром в одной руке и с державою в другой, на коленях Божией Матери (-) Благословляющий Спаситель, без короны, сверху изображен Бог Саваоф». Высота иконы 2 аршина", ширина с полями 2 аршина, икона имеет отчасти сходство с изображением иконы «Киево-Печерския Божия Матери». По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения - протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца 18 века /не старше/, по форме /вверху овальная/ иконостасная, средняя, из третьего пояса /пророческого/. По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенско[й] церкви ранее нынешнего /и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в свое время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря.
Означенная икона Богоматери, по усердию богомольцев, ныне износится не только по окрестным селениям, но и по Московским женским монастырям и приходам для возношения молений пред Нею.
0 вышеизложенном долг имею почтительнейше донести Святейшему Синоду на благоусмотрение.
ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА
[Подпись:] покорнейший послушник Тихон, митрополит Московский.
***
Из «Записи рассказа крестьянки Е.И. Андриановой об обретении ею Державной иконы Божией Матери»1
Март 1917 г.
«...2. Сон. Воскресенье на понедельник, на 3-й неделе Великого поста.
Вижу - белая церковь, где должен быть спор со старообрядцами, вижу - в храме народ стоит в беспорядке, прохожу на середину, народ вмиг пропал и только осталась ОДНА ЖЕНЩИНА2, которая села среди храма.
Вижу - справа стоит ермонах3 поодаль, задом к ней, у него раскрыта книга, в которой он перебирает листы, он был высокого роста, русый, без бороды, клобука, в мантии, древний, слева выходит другой ермонах, тот был в клобуке, черный, с бородой, он заявил при этом: будет спор со старообрядцами о СЛОВЕ БОЖИЕМ и по окончании этого он обратился ко мне, взглянув на меня. И в этот момент я обратилась к ЖЕНЩИНЕ, слезно прося ЕЁ, и сказала: пойдём отсюда, найдёт народ и здесь будет душно.
ОНА вмиг встала, пошла, я оглянулась назад и вижу, что ермонах на четверть стоит в земле (тот, который стоял слева), когда я подошла к диванчику, чтобы взять платье, в этот момент в стене образовалась брешь, куда пошла ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ...
ЦИАМ. Ф. 1176. On. 1.Д. 138. Л. 89-89об. Машинопись. Подлинник.
Цит. по: Православная Москва в 1917-1921 гг. Сборник документов и материалов / Авт.-сост. А.Н.Казакевич, В.В.Марковчин, Т.С.Тугова, А.М.Шарипов. М., Изд. Главархива Москвы, 2001. С. 10.
***
Итак, тут нет ничего, связанного с судьбами царя, России и т.п.
Разве что "найдёт народ и здесь будет душно". Если это понимать историко-политически, то выходит, что Божией Матери душно в среде русского церковного народа. Интересно, что в этом сне книжный иеромонах-миссионер, готовящийся к диспуту, проваливается под землю.
Божией Матери душно в храме, где лаются между собой православные из-за обрядовых мелочей, и она его покидает, проделывая "брешь в стене".
Но церковная пропаганда нагрузила это явление совсем иным смыслом, политически нужным.
"Как вы знаете в день отречения от престола Императора Николая II произошло событие, которое исполнило надеждой сердца православных людей. Именно второго марта в селе Коломенском под Москвой произошло явление Иконы Божией Матери, именуемой Державная, т.к. Царица Небесная была изображена на этой Иконе, как Царица с подобающей честью. Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая II и его особенное благоговейное почитание Божией Матери, русские люди не сомневались в том, что он умолил Царицу Небесную взять на себя верховную Царскую власть над народом России" (митр Псковский Евсевий
http://pskov-eparhiya.ru/article/1047 ).
Сегодня это желание Ботией матреи покинуть храм еще более понятно. Ибо настоятелем этого храма является епископ Гурий (Шалимов), изгнанный с парижской кафедры с обвинениями в гомосексуальных домогательствах.
***
Из воспоминаний протопресивтера Георгия Щавельского:
"Месяца через три [мой псаломщик] Осип Иванович удивил меня еще новым фокусом. Однажды принес он мне для подписи - писака он был почти такой же, как чтец и певец, - метрические книги. Я подписал. Я ожидал, что он сейчас же уйдет. Но он не уходил. Ерзая, сидел на стуле, глаза его бегали со стороны в сторону: видно было, что он хочет, но не решается что-то сказать.
- У вас, Осип Иванович, есть еще какое-либо ко мне дело? - спросил я.
- Нет, никакого, - смущенно ответил он. - Вот доходишки наши слабы. И раньше были неважны, теперь после града гляди что и совсем их не будет.- На нет суда нет, говорит пословица. Мы будем делать свое дело, а доходы... Что Бог даст, - ответил я.
- Так-то так. Но как Бог. а сам не будь плох. Вон в Борковичах икона чудотворная... Какие там доходы! Священник и псаломщик богачами живут.
- Откуда же нам-то взять чудотворную икону? Чудотворные иконы на заказ не делаются.
- Это верно... А можно было и нам получить такую икону. Только бы вы согласились, - лукаво улыбаясь, сказал Осип Иванович.
- Не понимаю вас, скажите прямее! Подарит нам кто-либо такую икону, что ли?
- Кто ж подарит? Самим надо найти. Вот как можно устроить дело; в большой праздник, скажем, Преображения Господня, вы объявите в церкви, что видели знаменательный сон: Божия Матерь велела найти Ее икону чудотворную, находящуюся на нашем поле. Тогда от этой иконы будут изливаться разные чудеса. Сразу могут не поверить. Вы в другой праздник. Успение, уже прямей объявите; второй сон видел. Божия Матерь гневается, что мы не ищем Ее икону: теперь Она объявила, что икона Ее стоит в кусту, около дороги, что идет в имение Княжево, на ниве
псаломщика. После обедни пойдем искать икону. А я заблаговременно устрою икону в кустике. Есть у меня старенькая икона. И пойдут же у нас тогда молебны. Народ валом повалит в церковь.