Имперский экуменизм

Dec 07, 2010 16:59

Трактат 1768 года между Российской Империей и Речью Посполитой своей 2-й статьей регулировал межконфессиональные отношения в землях, отходящих от Польши к России.

На основании этого Трактата Сенат в 1778 году напомнил губернатору и Синоду:
«Дети от разной веры родителей рождающиеся, сыновья в отцовской, а дочери в материнской вере воспитаны быть должны. Бракосочетание должно совершаться священником той веры, коей будет невеста» (№ 982 от 20 ноября 1778 г // Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи в царствование Государыни Императрицы Екатерины Второй. Т.2. 1773-1784. Пг., 1915, с. 291).

В 1797 г. Синод напомнил своим постановлением:

«Приказали: как в сообщенном Святейшему Синоду из Правительствующаго Сената 1783-го года Августа от 28-го дня ведении объявлено: что по ведению Святейшаго Синода с требованием предписания римскому унитскому духовенству, дабы оно мужеский пол нашего исповедания с женским полом унитской религии, без сношения с священниками тех церквей, в приходе которых бракосочетающееся живут не венчало, также и по истребованному от бывшаго Белорусскаго Генерал-губернатора Пассека уведомлению, о порядке наблюдаемом в вверенных ему губерниях, как в разсуждении вступления в брак женихов греческаго исповедания с невестами унитской церкви, так и в разсуждении близости родства между ими в таковом же случае, Правительствующим Сенатом определено: что хотя в трактате заключенном в 768-м году между Российскою Империею и Речью Посполитою Польскою артикула 2-го в § 10-м и постановлено: „бракосочетание между людьми разной веры, то есть католицкой, римской, греческой неунитской и евангелической обоего исповедания не имеют быть ни от кого запрещаемы и препятствуемы"; но однако же содержание и смысл сего постановления не распространяются так далеко, чтоб сопрягающиеся лица грекороссийскаго исповедания могли с иноверными вступать в браки без всякаго разбора такой близости родства, в которой по правилам Святых Отец, православною греческою церковью принятым, бракосочетание возбраняется, почему само по себе уже разумеется, что хотя бракосочетание по силе вышепрописаннаго заключеннаго договора, с иноверными и не возбраняется, однако ж бракосочетающаяся лица грекороссийскаго исповедания, при вступлении в брак с иноверными, относительно до близости степеней родства, должны наблюдать правила веры ими исповедываемой, ибо как законами строго запрещено подданным Российским греческаго исповедания переходить в другую веру, то равно запрещается и преступать принятые грекороссийскою церковью правила; чего для предписано Белорусскому Генерал-губернатору, дабы он снесясь с Белорусским Римской церкви архиепископом Сестренцевичем, сделал распоряжение, дабы римское и унитское духовенство таких браков, в которые будут вступать женихи грекороссийскаго исповедания с невестами римской и унитской религий, кои по содержанию трактата венчаться должны священником той веры, в которой будет состоять невеста, без надлежащего о свободности их к браку от российскаго духовенства, у которых в приходе жених будет, осведомления, сами собою не венчали, о сем дано знать из Сената указом и Белорусскому римскому Apxieпископу Сестренцевичу, а от Святейшаго Синода требовано, чтобы оный, кому надлежит по ведомству своему сделал предписание, дабы Российское духовенство в случае доходящих до них требований от иновернаго духовенства, об уведомлении онаго, относительно близости родства в браки вступающих, справливаясь о том в своих приходах, не-медленно давали требуемыя известия без всякаго медления и проволочки; почему Святейшим Cинoдом того же года Сентября от 11-го дня посланными к Преосвященным: Синодальному члену Иннокентию apxieипископу Псковскому и кавалеру и покойному Георгию apxiепископу Могилевскому указами надлежащее о том предписание и учинено» (Указ № 122 от 10 августа 1797 г. // Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи в царствование Государя Императора Павла Перваго. Пг. 1915, с. 90).

"Приказали: всех пограничных eпархий, где наиболее расположены бывают войска, Преосвященным Архиереям предписать указами:

1-е ежели где для погребения умирающих из других религий нет кладбищ, оныя по сношению с гражданским правительством отвесть близ находящихся при православных церквах.

2-е поелику обыкновение есть лютеранским пасторам погребать умерших реформатской религии и реформатским лютеран, то где есть таковые или подобные других сект пасторы, им и предоставить погребение служащих в войсках российских чиновников других религий.

3-е, а буде кто из таковых чиновников католицкой, реформатской или лютеранской религий преставится, желая погребен быть от священника грекороссийскаго исповедания, а пастора ни которой из помянутых религий при том не будет, в таком случае, как они учение евангельское содержать и надежду полагают во Христе Спасителе всего Mipa, а притом определили себя на защищение правовернаго нашего отечества, священникам полковым тела их провождать с места до кладбища в ризах и епитрахиле и опускать в землю при пении стиха: Святый Боже и прочая.

4-е, если же кто из них пожелает пред кончиною своею принять наше исповедание, таковаго присоединять к нашей церкви, в разсуждении краткости времени и слабости больнаго, при одной с возложением на него священнической руки исповеди, и удостоив потом причастия Святых Таин, погребать, по кончине его по всему чиноположению нашея церкви, а как по делам в Святейшем Синоде известно, что содержащие исповедание других религий находятся в Тверской и Тамбовской епархиях, а пасторов их там нет, то для единообразнаго с умирающими из них поступления, буде со стороны их от родственников или единоверных их требование будет, и оных епархий к Преосвященным Apxieреям послать указы" (№ 119 от 7 августа 1797 г. // Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи в царствование Государя Императора Павла Перваго. Пг. 1915, сс. 86-87).
Previous post Next post
Up