http://www.vlg.aif.ru/opinion/society/otec_dimitriy_klimov_povoyuem_chasov_do_shesti_a_potom_poobedaem настоятель Свято-Никольского кафедрального собора Волгограда прот. Дмитрий Климов:
Темпы, которыми наша страна движется в направлении глобальной войны, изумляют. Спокойная реакция общества на это изумляет ещё больше. Видимо действительно в России так много «религиозных» людей, имеющих трансцендентные и метафизические устремления, потеря временной земной жизни для которых второстепенна. Но, может быть, причина этой спокойной реакции не только в этом.
После Великой Отечественной войны в нашей стране было огромное количество людей, прошедших через ужас, страдания и смерть. Они сформировали народную память, табуирующую войну. Ветераны помнили войну не по рассказам и фильмам, а по её леденящему взгляду в их собственные глаза. Запах крови, смрад разлагающихся трупов, нутряная дрожь, хруст костей - всё это не передаст экран телевизора, всё это было их личной памятью о войне. Даже тот, кто не участвовал в боях, принес войне свои жертвы. Никто не был готов с легкостью пройти через это опять.
Все эти люди были в организме народа антителами, обеспечивающими иммунитет перед новой войной. Несколько раз за послевоенное время мир стоял на грани, но иммунитет спасал. За 70 лет большинство ветеранов умерло. Образ войны у современных поколений сформировался по фильмам, где смерть всегда красна и героична, а победа неизбежна. Но иммунитет уже выветрился, защиты нет. Этим и объясняется такое лёгкое согласие с возможностью новой войны.
Ещё одна причина - невероятное увеличение агрессивности в обществе. Выяснение отношений посредством бейсбольных бит и мата уже не удовлетворяет, нужна более масштабная разрядка. Недостаток словарного запаса тоже работает на необходимость доказывать правду не словами, а кулаками. В телевизионных дискуссиях редко можно услышать спокойный, аргументированный и вежливый спор, все они как правило сводятся к крикам и оскорблениям. Не нужным стало доказывать свою правоту аргументами, когда такой потенциал физической силы и децибелов в голосе. От непрекращающегося нагнетания агрессии в обществе вибрируют уже все сферы, включая и религиозную. Взрыв неизбежен. Выход необходим.
Задача только в том, чтобы выбрать цель. Найти неправого и виноватого в наших проблемах и останется только подвести идеологическую базу. С идеями сложновато, но всё же попытаемся. Главный смысл попыток сформировать идею - показать идеальное общество. Для коммунистов это идеальное общество было в перспективе, для нас сейчас в ретроспективе. Коммунистам построить идеальное общество мешали классовые враги. Нам вернуть былое величие империи мешают враги внешние, эту империю как раз и развалившие. Недаром сейчас мы пытаемся пересмотреть свою историю через розовый фильтр.
Неумение решать внутренние проблемы мы хотим сублимировать избирательной слепотой, мешающей нам обнаружить корни этих проблем. Если бы мы лучше знали свою историю, мы убедились бы в бесплодности попыток найти «золотой век» русского государства. Но так или иначе, идеализация некоторых периодов имперской истории нашего государства становится господствующей идеологией. И эта идеология объясняет причины наших внутренних проблем внешними факторами. Но идеология и идеализация - это разные вещи. Не бывает и никогда не было идеальных обществ. Любой баланс сил и любой общественный договор - это «искусство возможного», требующее кропотливого усилия в поисках компромиссов. Чем больше в обществе стремления к компромиссам, тем оно благополучней. Но сейчас «компромисс не для нас».
Сегодня на психику и сознание многих, особенно молодых людей влияет интернет. Когда в соцсетях поведение и высказывания отдельных пользователей нам неприятны, а иногда и оскорбительны, мы отправляем их в бан, блокируем к нам доступ и исключаем из френдов. При этом такой экс-френд может даже не догадываться об изменении своего статуса. Мы продолжаем существовать параллельно, не пересекаясь. И это совершенно безболезненная и нормальная ситуация.
Но проблема в том, что перенос этой модели бана на реальную жизнь невозможен. В реальной жизни приходится самому приспосабливаться под людей, которых мы не можем исключить из своей жизни одним нажатием кнопки (или курка). Раньше (до интернета) альтернативы этому методу необходимости сосуществования разных людей не было, теперь она появилась и во многих молодых людях ослабила желание мирной и спокойной жизни среди не-во-всём-себе-подобных. Война стала пониматься как некий мегабан, куда можно отправить тех, кто тебе неприятен, тех, кто тебе мешает жить.
Ну и совсем, казалось бы, далёкие от политики приметы нашего времени - разводы. Не буду морализаторствовать на эту тему, устал. Я уже практически готов согласиться с тем, что в разводе нет никакой трагедии, что дети, выросшие в неполных семьях, ничем не отличаются от детей, выросших с отцами, что несходство характеров - это вполне уважительный повод для новой попытки. Всё так. Но остаётся несколько вопросов: когда человек начинает осознавать свою жизнь как беловик, а не черновик? Когда становится понятно, что зачёркивать такими жирными штрихами то, что писалось годами, трудно? Сколько попыток даётся на этом пути? Сколько страниц можно вырвать, скомкать и выбросить в корзину? Мне кажется, многие знают ответы на эти вопросы, но тем не менее достаточно размашисто распоряжаются своими судьбами, а также судьбами своих детей, своих семей. Странно ждать от них другой логики в вопросах войны и мира. Ну что ж, «повоюем часов до шести, а потом пообедаем».
А теперь совсем серьёзно. Бывает время, когда взять в руки оружие необходимо. Бывает время, когда нужно забыть о себе (о больницах, о школах, о дорогах) во имя великой цели. Но бывает время, когда главный подвиг - сохранить рассудок. Сейчас именно это время. Если его упустим, обеда не будет