http://yodnews.ru/2015/11/26/pravoslavno :
Все меньше школьников выбирают «Основы православной культуры» (ОПК) - учебный модуль комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Этот предмет начали преподавать в 2012 году по всей России. Недавно митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл заявил, что 20,6% уральских учеников выбирали предмет, когда он только появился в 2009 году. Сейчас интерес к основам православной культуры снизился до 14,56%. Более 70% родителей школьников в Коми выбрали для своих детей в 2015 учебном году курс «Основы светской этики» и лишь 10% - «Основы православной культуры». Петицию против преподавания ОПК подписали больше 85 000 человек. «Йод» разобрался почему родители школьников отказываются от уроков «Основы православной культуры».
Алина Наумова, мать ученика одной из самарских школ Антона запретила ему посещать уроки «Основы православной культуры» (ОПК) после того, как он начал жаловаться на ночные кошмары. Антону снился ад, в котором мучаются грешники. О страданиях грешников в аду четвероклассник узнал на уроке ОПК в своей школе.
«Директор обещала нам, что на занятиях будут рассказывать обо всех религиях. Но учительница, которая ведет этот курс, недавно сама уверовала, поэтому рассказывает детям только о православии. Делает особый акцент на теме „грех и наказание“. Сына такие рассказы пугают. Я попробовала ее убедить „снизить градус“, но учительница посоветовала мне пойти в храм и исповедоваться. Она раньше преподавала труд, потом прошла курсы повышения квалификации и напрасно думает, что может объяснять детям такие сложные темы. Я не против уроков православия, но не хочу, чтобы моего сына пугали мракобесными байками», - рассказывает Наумова.
Анна Сытина из Московской области говорит, что претензии к качеству преподавания ОПК у нее появились после того, как дочь начала дома наносить крестное знамение на всё живое. «Она стала крестить перед уходом на работу меня, отца-атеиста, бабушку и деда-коммуниста. Даже нашу кошку. Дочь объяснила - учительница по ОПК сказала: так надо делать, чтобы близкие не умерли неожиданно. Я теперь требую, чтобы мою дочь освободили от этого странного предмета. Школа не должна лезть в душу к моему ребенку. Она приходит на занятия за знаниями. Всё остальное не школьная „епархия“», - говорит Сытина.
В 2009 году, по данным опроса Левада-центра почти 70% россиян относились к введению в школах основ православной культуры положительно. В 2013 году только 22% опрошенных высказались за внедрение религиозного образования в среднюю школу.
Петицию против преподавания в школах предмета «Основы православной культуры» в 2015 году подписали 85 000 человек.
«Иерархи Русской православной церкви активизировали свои попытки убедить правительство в необходимости скорейшего введения в школах курса ОПК. Так, в январе на Рождественских чтениях в Кремле митрополит Калужский и Боровский Климент сказал: «Мы повторяем просьбу миллионов людей включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать православную духовно-нравственную культуру, чтобы этот предмет входил в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1 по 11 класс», - написано в петиции.
Недавно похожую идею высказал глава синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Он предложил расширить преподавание «Основ православной культуры» и ввести изучение предмета в 5-9 классах. Подписавшиеся напоминают, что - «Преподавание в государственных школах религиозных дисциплин противоречит статье 14 Конституции РФ, устанавливающей, что Россия является светским государством. Несмотря на многочисленные декларации о светском и „культурологическом“ характере курса ОПК, фактически этот предмет является религиозным и вводится в целях катехизации школьников».
В ноябре этого года митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл заявил - все меньше школьников предпочитают предмет «Основы православной культуры». По словам митрополита, 20,6% уральских учеников выбирали предмет, когда он только появился в 2009 году. Сейчас интерес к основам православной культуры снизился до 14,56%. Это 6 249 четвероклассников из 42 909. Московский протоиерей Андрей Ткачев считает, что непопулярность уроков православия в школах - это страшнее бомб террористов. «Вопрос усвоения нашими детьми русской православной культуры - вопрос жизни и смерти. Невежество в вопросах собственной духовной идентичности, разрушает общество страшнее, чем бомбы террористов. Поэтому я буду сейчас говорить о терроре, который мы совершаем сами над собой - родители над своими детьми», - заключает Ткачев.
О том, что популярность ОПК снижается, свидетельствуют и другие цифры. Более 70% родителей школьников в Коми выбрали для своих детей в нынешнем учебном году курс «Основы светской этики» и лишь 10% - «Основы православной культуры».
«У меня создалось ощущение, что РПЦ пытается расширить и углубить модуль ОПК в школе, а родителям это не нужно. Если ОПК будут преподавать аж до 9-го класса, то противников и этого предмета, и РПЦ в целом станет больше. Когда ОПК только начали преподавать и родителям предоставили выбор между этим предметом и светской этикой, многие выбрали ОПК. Школьная администрация под влиянием РПЦ лоббировала ОПК и люди под мягким давлением соглашались. Но опыт показал, что вместо просвещения на уроках ОПК происходит агрессивное навязывание догматов веры. Родители разочаровались», - говорит Андрей Демидов, председатель профсоюза учителей.
Эксперты объясняют разочарование в ОПК низким уровнем квалификации учителей.
Андрей Кураев, диакон, автор официального учебника по ОПК
“Уровень преподавания ОПК достаточно низкий. Во-первых, сами церковные структуры очень слабо представляют себе, что такое культурологический характер этого курса. Епархиальные центры ориентируют преподавателей на
ложные цели: воцерковление детей, повышение духовности в церковном смысле этого слова. Не вижу я и методической настойчивость институтов повышения квалификации учителей в системе светского министерства образования, чтобы этот курс имел под собой достойную научную базу. Я пока не встретил ни одной книги или статьи в помощь педагогу ОПК, где упоминалось бы имя Сергея Аверинцева, классика культурологического рассказа о мире православной культуры. Педагоги ОПК оказываются без научных ориентировочных звездочек, в то время как епархии дают учителям направление религиозно-конфессионального характера.
Педагог ОПК не может говорить “мы”, предлагая православную идентичность. Не может он на уроке сказать “мы, православные”. Что от такого преподавания ОПК получит общество? Что получит конфессия, когда дети достигнут подросткового возраста? Согласие с этими елейными словесами или протест против них?
Надо пройти между проповедью и критикой. Педагогам я говорю: представьте, что на уроке ОПК на задней парте сидят мулла, священник, раввин и лама. Вы должны рассказывать детям об их верованиях так, чтобы все четверо после каждой вашей фразы качали головами и говорили: “Да, доченька, правильно глаголешь. Так мы и веруем!". ОПК нужно преподавать, как будто перед тобой полный класс детей мусульманских гастарбайтеров. Рассказывай им, не ожидая, что они скажут “аминь” и дружно с тобой помолятся. Ты просто проводишь для них
экскурсию в этот новый для них мир православия.
Важно вспомнить, что изначально цель курса ОРКСЭ была политической: прийти к маленьким, пока
в них еще нет подростковой агрессии, чтобы они поняли, что люди делятся не только на мальчиков и девочек, что есть еще другие идентичности, но это не повод для драки”, - говорит диакон Андрей Кураев.
Дмитрий Свердлов
бывший священник
Когда вопрос введения ОПК только продавливался через Министерство образования, я спрашивал тех, кто радовался этому новшеству: «Кто будет преподавать?!.» В то время я вел факультатив в школе и был знаком с преподавательским составом. Только один из педагогов вызывал ощущение, что ему можно доверить преподавать что-то, связанное с религией. Учителя, буквально жаждущие преподавать ОПК, пугали своим невежеством. Чаще всего преподавать ОПК вызываются педагоги, которые недавно пришли в Церковь. У такого человека нет достаточного духовного и культурного опыта, чтобы рассказать о религии школьникам. Но есть неодолимое желание других приобщить к своему - небогатому и ограниченному - религиозному опыту. Проблема в том, что этот порыв носит религиозный характер, а контекст в котором преподается предмет, светский. Родители чаще всего не хотят сделать адептов из своих детей и поседение учителей-неофитов их пугает. Поведение таких недообразованных учителей - это эксперимент над детским душами. И мы получаем сегодня отложенный эффект в виде разочарования. Другая причина - репутационные потери РПЦ. Вероятно, один из мотивов отказа от погружения ребенка в контекст православия, это сомнения в том, что то представление о Христе, которое транслирует РПЦ, имеет отношение ко Христу. В основном администрация РПЦ в последние годы сделала очень многое, чтобы оттолкнуть от себя людей.