1.
Мороз (Морозко, Трескун, Студенец) - славянское божество, повелитель зимнего холода. Мороз - сын Мары-смерти и мудрого Велеса первоначально был злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей.(Тут уместно вспомнить не только Некрасова с его «Морозом Красным Носом», но «Снежную королеву» Андерсена)
То есть связи у нашего героя с зимним солнцестоянием, славянскими Колядами, никакой нет. А до 1700 года, когда начало года было перенесено с 1 сентября на 1 января, он никак не мог быть связан и с Новым годом. До XV века начало года отмечали вообще 1-го марта (что, кстати, довольно логично - весна, пробуждение, утро года и пр., а то эту хвалёную прибавку светового дня до февраля не очень-то и заметно).
Интересно какие существовали традиции празднования этих «осеннего» и «весеннего» Новых годов? Как-то мы об этом ничего не знаем, а ведь по историческим меркам - не так уж много времени с тех пор и прошло! В сентябре, возможно, устраивалось что-то вроде праздника урожая…
2. У финнов этого персонажа зовут Joulupukki, буквально - Рождественский козёл. В финских и шведских магазинах перед праздником продаются их соломенные чучелки. Понятно, что корни тут тоже глубоко языческие. Велес (как выяснилось, папа Деда Мороза) - бог-покровитель скота и «потомок» греческого Пана.
Есть ли здесь какая-то связь? Кроме того, козёл у многих народов - представитель нечистой силы. Но какое отношение к ней имеет зима с морозом? Дикая охота Одина, по скандинавским преданиям, чаще всего собирает души людей именнно в эти сроки. Святки - тоже лучшее время для ворожбы, общения с потусторонним миром. Вряд ли тут дело только в длинных тёмных ночах. Может быть поверья связаны с тем, что в такое время года возрастала смертность? Хотя по логике она должна достигать максимума ранней весной, когда запасы кончаются, а организм ослаблен...
А вот ещё вопросы, уже из более новой истории:
3.
Публичные ёлки начали проводить в России с 1852 года, в основном для сирот и детей из неимущих семей. Сценарии их сводились к чтению стихов о зиме, танцу снежинок и подаркам под ёлкой … Дед Мороз впервые появился на этом празднике в 1910 году. Понятно, что Дед Мороз в народном сознании постепенно терял злые черты и обрастал добрыми. Но вот ведь вопрос - кто с середины XIX века по 1910 год дарил детям рождественские подарки? Неужели Николай Чудотворец - alter ego Санта Клауса? Эти времена столь тщательно описаны у классиков, начиная с Толстого и Чехова и заканчивая Набоковым, - но мне вспоминаются только картинки томительного ожидания перед дверями гостиных, где заканчивается украшение ёлки, а затем, как детишки радостно бросаются распаковывать подарки. Видимо они делались непосредственно от лица родителей.
А как, например, отнеслась к первому появлению на христианском празднике языческого божества Церковь?
4. Также не всем известно, что гонение на рождественские/новогодние ёлки было начато не отнюдь не большевиками, а Святейшим Синодом в 1916 на волне «патриотизма» и борьбы с немецкими традициями. (Кстати, у славян ель считалась деревом довольно мрачным, недобрым, недаром до сих пор остался обычай разбрасывать по дороге на кладбище перед похоронной процессией еловые ветви.)
Так вот, интересно, какой символ предлагался взамен и какая часть населения поддалась этому давлению?
То есть культ ёлки ведёт свою историю не от христианских традиций, а от гораздо более древних - древненемецких, кельтских, связанных с друидизмом. Странно тогда, что первое упоминание об этом в Германии относится только к началу XVI века. В связи с Реформацией решили восстановить древний обычай? O Tannenbaum, o Tannenbaum (кстати, это переводится как «пихта»), Wie grün sind deine Blätter (а это вообще «лист»)!
Забавно, что хотя в своё время РПЦ противилась использовать ель в качестве украшения на Рождество, однако к 1917 году в народом сознании они были уже неразрывно связаны. Поэтому-то в 1927 году, при отмене Рождества как праздничного деня, досталось и его колюче-зелёному аксессуару.
Не очень понятно, как проходило празднование в предшествующие отмене годы - видимо исключительно камерно, по-домашнему.
Бедное дерево восстановили в правах только на Новый 1936 год, но уже без религиозной подоплёки.
Интересно, были ли до этого какие-либо неформальные «атавистические» попытки установки домашних ёлок (вроде сохранившейся покраски яиц на Пасху) или это преследовалось?
Ну а Новый год?
Как до революции, так и в советское время вплоть до 1930 года, 1 января был неприсутственным днём. Затем стал обычным рабочим вплоть до 1947 года, пока снова не был объявлен выходным.
Любопытно, как отмечали в 30-е годы праздник, который официально таковым не являлся? Вряд ли семья могла позволить себе ночные посиделки, если наутро в 6-7 утра подъем - и на завод, службу, учёбу...