Продолжение дискуссии с А.В. Болдачевым
здесь:"Мне, конечно, интересны проблемы развития современной неоклассической логики. Но вроде тема в заголовке не та. Все, что вы пишите о современной логике не то что малодиалектично, а принципиально не имеет с диалектикой ничего общего. Даже с энгельсовской".
"принципиально не имеет с диалектикой ничего
(
Read more... )
Comments 4
во-первых, "действительно диаметрально противоположные взгляды на диалектику";
во-вторых, противоположные взгляды взаимодействуют - мы с вами обмениваемся репликами...;
в-третьих, имеет место единство интереса к предмету - пока ещё не разбежались;
в-четвёртых, количественно наращиваем свою аргументацию - переход в новое качество (понимание) возможно ещё и не осуществился;
в-пятых, имеет место отрицание отрицания.
Ни все вместе взятые, ни по отдельности эти пункты не являются признаками диалектики. Ими можно обозначить и перепалку базарных торговок: противоположные взгляды, обмен репликами, интерес к предмету (скажем, к картошке), наращивание аргументации (еще какой!), ну и, конечно, отрицание отрицания - бесконечный поток отрицаний на отрицания. И "синтез не исключен, если будет достигнуто теоретическое взаимопонимание", правда, скорей так: теоретически достигнуто взаимопонимание ( ... )
Reply
"Диалектика не там, где есть противоречие, а там где есть диалектическое противоречие, а это две большие разницы! ...Я никак не могу до вас донести, что диалектика не в оглавлении, а в изложении, в движении, в переходах от понятия к понятию (диалектико-логических переходах, а не черточками обозначенных)"
.Так у нас с вами в обсуждении Диалектической логики также присутствует переход от понятия к понятию, скажем, от формы (формы «Логики» Гегеля, выраженной в структуре оглавления) к содержанию (к движению понятий в его «Логике», в том числе логических - самих "понятий", суждений и умозаключений). И наша с вами беседа - это конкретное проявление диалектики.
По поводу требований предъявления "диалектики вообще", по аналогичному случаю Гегель выразился так: "как если бы, например, кто-либо требовал себе фруктов и отказывался бы в то же время от вишен, груш, винограда, потому что они вишни, груши, виноград, а не фрукты"*. В статье "Кто мыслит абстрактно?" Гегель показывает, что абстрактно мыслят торговки на базаре. Сейчас вы дополнили ( ... )
Reply
Извините, я действительно думал, что это у вас такой полемический ход. Однако, скорей всего это серьезно и надолго.
Желаю вам успехов в развитии полисубъектной логики. Торговки с базара вам в помощь.
Я со своими ортодоксальными взглядами на диалектику тут вам лишь помеха.
Огромное спасибо за стимулирование генерации нескольких замечательных мыслей, оставленных мною на страницах вашего сообщества. Можно сказать - вы соавтор (если, правда, заметили их).
Всего наилучшего
Александр Болдачев
P.S. если будут вопросу - задавайте на моем сайте
www.boldachev.com (там же и найдете в скорости новые тексты по диалектике) или на espor.ru - там более удобная система общения.
Reply
Уважаемый Александр Владимирович Болдачев!
Спасибо за принятое участие в электронном проекте "Современная диалектическая логика".
Рад, что способствовал генерации нескольких продуктивных мыслей, оставленных вами на страницах сообщества Dialectical Logic. Структурный анализ майевтического сократовского диалога является одной из целей проекта.
--
М.П. Грачёв.
Reply
Leave a comment