И Гегель попытался эту, другую, логику описать > Почему попытался ? Сформулировано диалектической логикой : Противоположности тождественны. Переходят друг в друга через самих себя , через свое собственное развитие.
я с ВАми не согласен. Повторю: Гегель попытался, но не смог, т.к. система понятий и представлений для этого не была выстроена. Сейчас такая онтология есть, но еще очень слабо распространена, отсюда вся путаница с ДЛ. То, что имел в виду Гегель про "новые правила" не охватывается появлением только новых категорий и "правил": речь идет об онтологии, в данном случае о распространении представлений об устройстве мышления в духе деятельностного подхода. И это представление должно получить свое практическое применение в моделировании языка -- а значит и мышления -- силами информационных технологий. Вот как они могут смоделировать сверхчувственное опираясь только на разработки Гегеля?
что вы называете сверхчуственным, что не поддается описанию ? Берем пример понятия "материнской любви" , которая в при определенных условиях, условиях своей "избыточности", "абсолютного, тотального " своего выражения проявляется уже как "ненависть" к своему ребенку, лишенному возможности самостоятельного становления в социуме. Здесь "любовь" становится проивоположным себе через свое собственное развитие . выражение себя.
про "что вы называете сверхчуственным, что не поддается описанию ?"
Слово "сверхчувственный" здесь использовано как термин, введеный в философию много лет назад. То есть этот термин скрывает не то, что я называю, вот я, М. Чумакин -- вдруг взял и захотел так назвать! -- а то, что давно уже так называется в философской литературе. Сверхчувственным у них является то, что выведено путем рассуждений. Лексема "материнская любовь" содержит аллюзии на наблюдаемое (чувственное) явление любви матери к детям и то, что мы вкладываем в него путем рассуждений, например таких как Ваши в комментарии выше, то бишь сверхчувственное. А что Вас так напрягает в предположении, что Гегеля надо читать и пытаться развить? Или Вам его система представлений кажется окостеневшей и не подлежащей изменению?
- «То есть что происходит: размышление проходит под эгидой двух разных логик: обычной формальной и взглядом на это же самое с более широких позиций. И вот этот, философский взгляд, как бы задает вектор направления "обычной, простой" логике».
Обычных (простых) логик две: формальная и диалектическая. А вот когда, Михаил Михайлович, говорите о "взгляде на это же самое с более широких позиций", то это речь уже не о логике, а о гносеологии: более узкий взгляд метафизический и более широкий взгляд - диалектический.
Познание (узкое или широкое) - это предмет гносеологии. А логика - это форма рассуждений, отвлеченная от "того же самого" - от содержания размышлений.
Итак, предпочтительнее, - применительно к Вашему, Михаил Михайлович, случаю, - говорить о размышлении под эгидой двух гносеологий (метафизической и диалектической), а не о логике. Ибо предмет последней рассуждения со стороны формы вне связи с содержанием.
"различие между известной, описанной логикой и "чем-то еще" проходит в рамках понимания интенций и уровней описываемой деятельности" Верно. Гегель уровни обозначил пересмотренными формальными законами мышления. Они (уровни) тождественны уровням предметной деятельности. Уже не то что было, но ещё не то, чтобы стать "чем-то ещё".
Comments 9
Почему попытался ? Сформулировано диалектической логикой : Противоположности тождественны. Переходят друг в друга через самих себя , через свое собственное развитие.
Reply
То, что имел в виду Гегель про "новые правила" не охватывается появлением только новых категорий и "правил": речь идет об онтологии, в данном случае о распространении представлений об устройстве мышления в духе деятельностного подхода. И это представление должно получить свое практическое применение в моделировании языка -- а значит и мышления -- силами информационных технологий.
Вот как они могут смоделировать сверхчувственное опираясь только на разработки Гегеля?
Reply
Reply
Слово "сверхчувственный" здесь использовано как термин, введеный в философию много лет назад.
То есть этот термин скрывает не то, что я называю, вот я, М. Чумакин -- вдруг взял и захотел так назвать! -- а то, что давно уже так называется в философской литературе.
Сверхчувственным у них является то, что выведено путем рассуждений.
Лексема "материнская любовь" содержит аллюзии на наблюдаемое (чувственное) явление любви матери к детям и то, что мы вкладываем в него путем рассуждений, например таких как Ваши в комментарии выше, то бишь сверхчувственное.
А что Вас так напрягает в предположении, что Гегеля надо читать и пытаться развить? Или Вам его система представлений кажется окостеневшей и не подлежащей изменению?
Reply
- «То есть что происходит: размышление проходит под эгидой двух разных логик: обычной формальной и взглядом на это же самое с более широких позиций. И вот этот, философский взгляд, как бы задает вектор направления "обычной, простой" логике».
Обычных (простых) логик две: формальная и диалектическая. А вот когда, Михаил Михайлович, говорите о "взгляде на это же самое с более широких позиций", то это речь уже не о логике, а о гносеологии: более узкий взгляд метафизический и более широкий взгляд - диалектический.
Познание (узкое или широкое) - это предмет гносеологии. А логика - это форма рассуждений, отвлеченная от "того же самого" - от содержания размышлений.
Итак, предпочтительнее, - применительно к Вашему, Михаил Михайлович, случаю, - говорить о размышлении под эгидой двух гносеологий (метафизической и диалектической), а не о логике. Ибо предмет последней рассуждения со стороны формы вне связи с содержанием.
Reply
Верно.
Гегель уровни обозначил пересмотренными формальными законами мышления. Они (уровни) тождественны уровням предметной деятельности. Уже не то что было, но ещё не то, чтобы стать "чем-то ещё".
Reply
Leave a comment