логика и диалектика у Гегеля в рефлексии Анисимова

Jan 01, 2013 23:31

взял тут в новгоднюю ночь почитал книгу О.С. Анисимова "Гегель: мышление и развитие (путь к культуре мышления ( Read more... )

Гегель, 2.интеллект-карты, диалектика, логика традиционная

Leave a comment

Comments 9

ladoslav January 2 2013, 08:31:37 UTC
И Гегель попытался эту, другую, логику описать >
Почему попытался ? Сформулировано диалектической логикой : Противоположности тождественны. Переходят друг в друга через самих себя , через свое собственное развитие.

Reply

chumakin January 2 2013, 08:51:31 UTC
я с ВАми не согласен. Повторю: Гегель попытался, но не смог, т.к. система понятий и представлений для этого не была выстроена. Сейчас такая онтология есть, но еще очень слабо распространена, отсюда вся путаница с ДЛ.
То, что имел в виду Гегель про "новые правила" не охватывается появлением только новых категорий и "правил": речь идет об онтологии, в данном случае о распространении представлений об устройстве мышления в духе деятельностного подхода. И это представление должно получить свое практическое применение в моделировании языка -- а значит и мышления -- силами информационных технологий.
Вот как они могут смоделировать сверхчувственное опираясь только на разработки Гегеля?

Reply

ladoslav January 2 2013, 09:25:42 UTC
что вы называете сверхчуственным, что не поддается описанию ? Берем пример понятия "материнской любви" , которая в при определенных условиях, условиях своей "избыточности", "абсолютного, тотального " своего выражения проявляется уже как "ненависть" к своему ребенку, лишенному возможности самостоятельного становления в социуме. Здесь "любовь" становится проивоположным себе через свое собственное развитие . выражение себя.

Reply

chumakin January 2 2013, 09:42:10 UTC
про "что вы называете сверхчуственным, что не поддается описанию ?"

Слово "сверхчувственный" здесь использовано как термин, введеный в философию много лет назад.
То есть этот термин скрывает не то, что я называю, вот я, М. Чумакин -- вдруг взял и захотел так назвать! -- а то, что давно уже так называется в философской литературе.
Сверхчувственным у них является то, что выведено путем рассуждений.
Лексема "материнская любовь" содержит аллюзии на наблюдаемое (чувственное) явление любви матери к детям и то, что мы вкладываем в него путем рассуждений, например таких как Ваши в комментарии выше, то бишь сверхчувственное.
А что Вас так напрягает в предположении, что Гегеля надо читать и пытаться развить? Или Вам его система представлений кажется окостеневшей и не подлежащей изменению?

Reply


mp_gratchev January 3 2013, 18:27:44 UTC
Логика рассуждений (формальная и диалектическая)

- «То есть что происходит: размышление проходит под эгидой двух разных логик: обычной формальной и взглядом на это же самое с более широких позиций. И вот этот, философский взгляд, как бы задает вектор направления "обычной, простой" логике».

Обычных (простых) логик две: формальная и диалектическая. А вот когда, Михаил Михайлович, говорите о "взгляде на это же самое с более широких позиций", то это речь уже не о логике, а о гносеологии: более узкий взгляд метафизический и более широкий взгляд - диалектический.

Познание (узкое или широкое) - это предмет гносеологии. А логика - это форма рассуждений, отвлеченная от "того же самого" - от содержания размышлений.

Итак, предпочтительнее, - применительно к Вашему, Михаил Михайлович, случаю, - говорить о размышлении под эгидой двух гносеологий (метафизической и диалектической), а не о логике. Ибо предмет последней рассуждения со стороны формы вне связи с содержанием.

Reply


gorgipp_dixit January 8 2013, 11:13:54 UTC
"различие между известной, описанной логикой и "чем-то еще" проходит в рамках понимания интенций и уровней описываемой деятельности"
Верно.
Гегель уровни обозначил пересмотренными формальными законами мышления. Они (уровни) тождественны уровням предметной деятельности. Уже не то что было, но ещё не то, чтобы стать "чем-то ещё".

Reply


Leave a comment

Up