> ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА - название философской теории, пытавшейся выявить, систематизировать и обосновать в качестве универсальных основные особенности мышления коллективистического общества (средневекового феодального общества, тоталитарного общества и др.).
Пыталась? Теперь не пытается? Любопытно, особенности мышления какого общества обосновывает и систематизирует формальная логика в свете высказываний А.А. Ивина.
Основной принцип Диалектической логикиmp_gratchevJune 7 2006, 11:16:47 UTC
> Основной принцип Д.л. (ее "ядро") провозглашает сближение и отождествление противоположностей
Основной принцип ДЛ провозглашает противоречие как источник развития мысли. При этом мысли (высказывания) не только сближаются и отождествляются, но и расходятся, различаются.
> Д. л. отражала сочетание коллективистической твердости ума с его софистической гибкостью.
Равно формальная логика отражает сочетание индивидуалистической твердости ума "с его софистической гибкостью". Статья написана вне контекста органической связи ДЛ с формальной логикой так, как будто последняя вовсе не существует (парадоксы и софистика не её проблемы).
Re: *...противоречие как источник развития мысли.*mp_gratchevJune 7 2006, 18:25:50 UTC
> Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбрать наилучшее
Это ваше, Ирина, подтверждение, что начало диалектической логики в европейской традиции следует вести от древних греков. О ней имели представление и с блеском владели не только философы (Гераклит, Пифагор, Зенон, Сократ), но и другие мыслители. В данном случае, историк Геродот.
Где начало диалектической логикиmp_gratchevJune 7 2006, 11:24:18 UTC
> Первую попытку систематического построения Д. л. как приложения диалектики к мышлению ("субъективной диалектики") предпринял в начале прошлого века Г. Гегель, позаимствовавший все основные идеи диалектики из средневековой философии и теологии.
> После Гегеля за сто с лишним лет в Д. л. не было внесено ничего существенно нового.
После Гегеля теоретическое содержание диалектической логики наконец-то было осознано как логика диалектическая.
> Без этой идеи распространение диалектики на природу, не имеющую - в обычном, но не в гегелевском представлении - "цели" и не подвластную судьбе, кажется грубым насилием над диалектикой, на что обращал внимание еще Д. Лукач. Основные идеи гегелевской диалектики обнаруживают ясную параллель с характерными чертами христианской историографии.
Про христианскую историографию и распространение диалектики на природу упомянуто. А где же у логика Ивина освещение главного вопроса диалектической логики: распространение диалектики на мышление? Необходимо признать, тема "Диалектическая логика" в словарной статье Ивиным совсем не раскрыта.
Уважаемый коллега! Не могу понять, на каком основании вы мимоходом упрекаете меня в том, что я "не разобрался в оценках". Замечу лишь, что моя книга "Основания логики оценок" была переведена в десяти странах и на нее вышли десятки рецензий в зарубежных журналах. Я не встретил среди них ни одной отрицательной. В 80-90-е гг. я выступал (по приглашениям зарубежных университетов) с докладами во многих зарубежных университетах. Дважды в Стокгольме, в Мюнхене, дважды в Кракове, в Тренто и т.д. Каждый раз перед началом доклада организаторы, представляя меня,показывали две переведенные мои книги, имеющиеся в библиотеке университета. Что касается вас, г-н Доменский, то вы даже три строчки по-русски написали неграмотно. Последняя моя книга об оценках - "Аксиология" (М.: 2006). Почитайте, при случае. Александр Ивин
Уважаемый Александр Архипович! Ваше слово в дискуссии по данной теме с Доменским заключительное. Дискуссия завершена согласно п.п. 2,3,4 правил сообщества Dialectical Logic http://community.livejournal.com/dia_logic/profile
Comments 9
Пыталась? Теперь не пытается? Любопытно, особенности мышления какого общества обосновывает и систематизирует формальная логика в свете высказываний А.А. Ивина.
Reply
Основной принцип ДЛ провозглашает противоречие как источник развития мысли. При этом мысли (высказывания) не только сближаются и отождествляются, но и расходятся, различаются.
> Д. л. отражала сочетание коллективистической твердости ума с его софистической гибкостью.
Равно формальная логика отражает сочетание индивидуалистической твердости ума "с его софистической гибкостью". Статья написана вне контекста органической связи ДЛ с формальной логикой так, как будто последняя вовсе не существует (парадоксы и софистика не её проблемы).
Reply
"Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбрать наилучшее". :-)
Reply
Это ваше, Ирина, подтверждение, что начало диалектической логики в европейской традиции следует вести от древних греков. О ней имели представление и с блеском владели не только философы (Гераклит, Пифагор, Зенон, Сократ), но и другие мыслители. В данном случае, историк Геродот.
Reply
Reply
Диалектика древних греков уже не в счёт?
Reply
После Гегеля теоретическое содержание диалектической логики наконец-то было осознано как логика диалектическая.
> Без этой идеи распространение диалектики на природу, не имеющую - в обычном, но не в гегелевском представлении - "цели" и не подвластную судьбе, кажется грубым насилием над диалектикой, на что обращал внимание еще Д. Лукач. Основные идеи гегелевской диалектики обнаруживают ясную параллель с характерными чертами христианской историографии.
Про христианскую историографию и распространение диалектики на природу упомянуто. А где же у логика Ивина освещение главного вопроса диалектической логики: распространение диалектики на мышление? Необходимо признать, тема "Диалектическая логика" в словарной статье Ивиным совсем не раскрыта.
Reply
(The comment has been removed)
Не могу понять, на каком основании вы мимоходом упрекаете меня в том, что я "не разобрался в оценках". Замечу лишь, что моя книга "Основания логики оценок" была переведена в десяти странах и на нее вышли десятки рецензий в зарубежных журналах. Я не встретил среди них ни одной отрицательной.
В 80-90-е гг. я выступал (по приглашениям зарубежных университетов) с докладами во многих зарубежных университетах. Дважды в Стокгольме, в Мюнхене, дважды в Кракове, в Тренто и т.д. Каждый раз перед началом доклада организаторы, представляя меня,показывали две переведенные мои книги, имеющиеся в библиотеке университета.
Что касается вас, г-н Доменский, то вы даже три строчки по-русски написали неграмотно.
Последняя моя книга об оценках - "Аксиология" (М.: 2006). Почитайте, при случае.
Александр Ивин
Reply
--
М.Грачев.
Reply
Leave a comment