Традиционный курс диалектической логики

Sep 23, 2010 22:53



Конспект лекций

по материалам учебника Ф. Кумпфа и З. Оруджева "Диалектическая логика: основные принципы и проблемы"

Лекция 1. Предмет диалектической логики.


- 7 - Что касается диалектической логики, то она представляет собой логико-методологическое осмысление теоретического уровня познания. Диалектическая логика - это наука о законах и формах движения и развития теоретического мышления.
Теоретическое мышление содержит в себе в «снятом» виде обыденный и эмпирический уровни познания. Поэтому оно не может не включать в себя в качестве подчиненных моментов общие принципы классической формальной логики. Но диалектическая логика отличается от формальной логики подобно тому, как химия отличается от физики, т. е. одна наука о природе от другой науки о природе. Обе логические дисциплины имеют общий объект в самом широком смысле - мышление. То, что делает диалектику логикой, диалектической логикой,- эта формы мышления, в которые воплощаются законы диалектики, становясь принципами мышления. Это означает, что они выступают как начала теоретического мышления, сохраняющиеся на всех его этапах и во всех звеньях.
Всякая логика включает в себя теорию доказательства. Научное доказательство отличается от доказательства на обыденном уровне познания. Последнее было осмысленно Аристотелем в составе его силлогистической логики. Теория доказательства в диалектической логике отражает особенности логики теоретического мышления. Ф. Энгельс обращал внимание на то, что «почти все доказательства высшей математики, начиная с первых доказательств дифференциального исчисления, являются, с точки зрения элементарной математики, строго говоря, неверными. Иначе оно и не мажет быть, если, как это делается здесь (речь идет о Е. Дюринге.- Авт.), результаты, добытые в диалектической области, хотят доказать

- 8 - посредством формальной логики» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 138). Теория доказательства основывается всегда на определенных логических принципах и теории вывода и составляет необходимую завершающую часть (раздел) логики.

- 9 - ВВЕДЕНИЕ. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА И ЛОГИКА НАУКИ

[...] Предметом диалектической логики являются законы диалектики, выступающие в единстве с формами мышления - понятиями (категориями), суждениями и умозаключениями, В то время как формальная логика изучает формы мышления в единстве с законами абстрактного тождества, исключенного противоречия и др. диалектическая логика имеет своим содержанием систему законов диалектики, которая в свою очередь обусловливает си-

- 10 - стему форм мышления, т. е. способ восхождения мышления от абстрактного понятия к конкретному.
Именно потому, что диалектическая логика имеет дело с формами мышления, она является не просто методом познания, а логикой теоретического мышления. Всякая логика есть метод, т. е. способ перехода от известного к неизвестному, но не всякий метод является логикой, как, например, метод координат или статистический метод. Метод лишь тогда является логикой, когда включает в себя учение о формах мышления. Даже законы диалектики сами по себе еще не имеют статуса логики, пока берутся вне связи с формами мышления.
Логика науки включает также в cвой предмет формы мышления - понятия и умозаключения: индукцию, дедукцию, анализ и т. д. Специфика ее в том, что каждая из этих форм в логике науки разрабатывается в самостоятельный метод познания. Логика науки начала формироваться задолго до диалектической логики. Особенно велики здесь заслуги Ф. Бэкона, Р. Декарта. Первый разрабатывает индуктивный метод, второй - дедуктивный метод.
Естественнонаучное познание исходит не просто из непосредственных чувственных данных (в отличие от умозрения, возникшего в древности), а из систематически исследованных фактов, для получения которых требуются разработка и применение соответствующих методов. Поэтому Ф. Бэкон, будучи эмпириком, вместе с тем полностью не доверяет непосредственным чувственным данным и от подобного доверия предостерегает своих читателей. Знание, основывающееся на такого рода анализе исходных данных, А. Сен-Симон называл позитивным, призывая и философию последовать примеру астрономии, физики, химии. «Частные науки,- писал он,- суть элементы общей науки; общая наука, т. е. философия, должна была быть гадательной, пока гадательными были частные науки; она стала наполовину гадательной и позитивной, когда некоторые из частных наук стали позитивными, а другие оставались еще гадательными; она станет совершенно позитивной, когда все частные науки станут таковыми» 1.
Прогноз А. Сен-Симона в отношении философии так и не осуществился, хотя позитивистская философия дей-

1 А. Сен-Симон. Избранные сочинения, т. 1. М.-Л., 1948, стр. 148-149.
10

- 11 - ствительно появилась.
[...]
Логика и методология науки выступают как теория общих методов частного научного исследования. «Философия науки,- писали ес представители еще в прошлом веке,- есть таким образом не что иное, как та же самая наука, но рассматриваемая не в ее результатах или в установленных ею истинах, но B тех процессах, какими пользуется человеческий ум для их достижения, в тех признаках, по каким он размещает их по их отношениям и методическим расположениям для достижения большей ясности понятия и большего непосредственного удобства: одним словом, это логика науки»2. «Философия науки состоит из двух главных частей: из методов исследования и условий доказательства»3. И далее: О. Конт «считает химерою самую мысль изучать логику иначе, как не в ее применениях»4.

2 «Огюст Конт и позитивизм». М., 1897, стр. 57 - 58,
3 TaM же, стр. 58.
4 Там же, стр. 50 - 61.
11

- 12 - Современные теоретики данной дисциплины на Западе сохраняют понимание места и роли логики науки в системе научного познания как перехода от общего (логики и философии) к частному (законам и фактам той или иной науки). Так, P. Карнап считает, что проблематика логики науки является связующим звеном между частными положениями науки и общими принципами логики, в один ряд с которой он ставит, правда, и математику 1. Ф. Франк также помещает проблематику логики науки в промежутке между философией и частными утверждениями. Он рисует соответствующую схему «цепи, соединяющей науку и философию, непосредственное наблюдение и интеллигибельные принципы»2. «Задача логики научного исследования,- пишет К. Поппер,- должна состоять в том, чтобы подвергать логическому анализу эмпирико-научные методы исследования»3.
В марксистской философской литературе подобное понимание места логики науки в системе научного знания также существует, однако логика науки не только не противопоставляется подлинному философскому знанию как метафизике в старом смысле слова, но, наоборот, рассматривается в связи с научной философией диалектического материализма. «Логика науки - это дисциплина, занимающая промежуточное положение между общей диалектико-материалистической теорией познания и методологическими разделами в частных науках... Самое важное своеобразие логики науки состоит... B прикладном ее характере в отношении к современной (математической) формальной логике, результаты которой она широко использует»4. В данном определении подчеркивается (что очень важно, на наш взгляд) значение логики науки как необходимого промежуточного звена между философией (включая диалектическую логику) и специфическим материалом каждой отдельной отрасли знания.
Общее в прикладном плане всегда распадается на ряд дисциплин, как, например, генетика - на медицинскую генетику, генетику животных, генетику растений и т. д. Философский метод на прикладном уровне также

1 См. P. Карнап. Философские основания физики. М., 1971, стр. 47 - 48.
2 См. Ф. Франк. Философия науки. М., 1960, стр. 83.
3 К. Popper. Logik der Forschung. Tiibingen, 1973, $. 3.
4 «Философские науки», 1973, № 5, стр. 26.
12

- 13 - распадается на целый ряд методов (индуктивный, дедуктивный, системный, экспериментальный и т. п.), пока его целостность снова не восстанавливается на уровне специфического метода данной науки. Все эти прикладные методы лежат в основе применения методов отдельных наук, а их основой служит общий философский метод. Гегель впал в иллюзию, будто каждая отдельная наука якобы довольствуется одним из элементов философского (бесконечного) метода, противоположного конечным методам отдельных наук. Другими словами, Гегель видел тенденцию превращения философского метода в совокупность общих, но односторонних методов при сближении с материалом отдельных наук, однако представил дело так, будто структура философского метода не может совпадать со структурой отдельной науки. К. Маркс позднее показал, что диалектический метод в его целостности проявляется в методе отдельной науки, достигшей уровня теоретической зрелости.
Поскольку тому или иному методу частных наук соответствуют определенные философские категории (методу формализации - категория формы, аксиоматическому методу - категории начала и аксиомы 1, индуктивному методу - категория индукции и т. п.), может сложиться впечатление, будто диалектический метод есть лишь синтез общих методов конкретно-научного познания, но это не так. Диалектический метод есть синтез, система категорий, а логика науки является теорией общих методов частных наук.
Диалектический метод представляет собой учение о способе мышления, взятом в обобщенной форме. В логике науки элементы способа мышления разрабатываются как самостоятельные и поэтому разрозненные. Этот недостаток восполняется конкретной формой, в которой элементы способа мышления в ту или иную эпоху реализуются в живом научном познании, где они снова объединяются в целостность, но целостность, имеющую частную форму. Примером может служить «Капитал» К. Маркса, теория относительности А. Эйнштейна,

1 Понятие аксиомы отнюдь не является категорией математики, введенной впервые Евклидом вместе с его системой аксиом геометрии. В основе системы аксиом Евклида лежит философская теория аксиоматики Аристотеля (об истории аксиоматики подробно см. С. А. Яновская. Методологические проблемы науки. М., 1972, стр. 150 - 180).
13

- 14 - да собственно любая теоретическая область научного познания, достигшая известной зрелости .
И здесь возникает вопрос: зачем для разработки той или иной философской категории как самостоятельного метода требуется ее изъятие из общего целого? Для усиления ее методологической эффективности, для приспособления содержания категории к той или иной специфической области. Подобно тому как отдельные мыслительные операции передаются машинам в зависимости от потребностей человека (с целью увеличения скорости вычислений или объема памяти и т. д.), отдельная категория диалектического метода может весьма эффективно выполнить свою методологическую функцию, лишь будучи разработанной как самостоятельный метод исследования какой-либо группы областей научного познания. Так, применение метода формализации в области логики, математики, частично физики дает огромный эффект, в то время как его использование в области истории общества или политической экономии менее эффективно. А результаты исследований, проводившихся, скажем, с помощью экспериментального метода, могут быть довольно скромными в логике и математике и, наоборот, весьма плодотворными в других науках. Существуют, правда, более общие методы, имеющие более широкую область приложения (как, например, метод моделей или системно-структурный метод), но их применение в зависимости от области науки настолько модифицируется, что вводимые при этом специфические опосредствования сами выступают как самостоятельные методы (например, моделирование в математике само выступает как определенная совокупность функциональных зависимостей, которые в отличие от вещественных моделей в других науках выражены в системе уравнений), а системный метод настолько отличается в отдельных науках, что получает самостоятельные названия: «кибернетический метод», «теория игр» и т. д. Американский исследователь Т. Кун в понятии парадигмы выразил один из моментов способа мышления, а именно ту логическую функцию, которую выполняет центральная категория научной теории на том или ином этапе ее развития. Та или иная категория, возникнув как выражение ocновного закона, выполняет роль логического регулятора, с помощью кото-

- 15 - рого удается упорядочить эмпирический материал науки, или, как выражается Т. Кун, с помощью ее ученые занимаются «наведением порядка» в науке 1. Таким образом, понятие парадигмы выражает не категорию науки, а лишь ее одну, правда важную, функцию. Следует согласиться с М. Г. Ярошевским, который противопоставляет абсолютизации парадигмы Т. Куном категорию науки 2.
Итак, логика науки - это логика познавательных процедур, важных, необходимых, но тем не менее отдельных процедур, выражающихся в совокупности приемов и способов научного исследования, т. е. в его прикладных методах. Она имеет своим предметом закономерности взаимоотношения развития научного знания и его общих методов, являясь теорией научных методов, законов их развития и применения в познании. Поэтому нельзя жестко ограничивать арсенал логики науки формальной логикой, добавляя сюда в некоторых случаях диалектику. (Кстати, диалектика раскрывает законы и структуру развития любого научного познания, в том числе и развития самой логики науки.)

1 См. Т. Кун. Структура научных революций. М., 1977, стр, 45.
2 См. «Вопросы философии», 1974, № 11, стр. 105.
15

См. Учебный план лекций и семинаров по курсу "Диалектическая логика" в виртуале 2010/2011 года

' .

Кумпф, Оруджев З.М.

Previous post Next post
Up