Ладожская кругосветка, день третий

Jan 14, 2011 02:11



Ну, вот и еще один денек нашей кругосветки подходит к своему началу. Да-да, именно так! Вставали мы до рассвета, шустро завтракали и, чтобы не упускать световой день, выдвигались с рассветом. Или чуть позже, но не намного.На этот раз мы распрощались с гостеприимными смотрителями гостиницы-кирхи и тронулись дальше, замыкая круг… Последним нас провожал сторожевой пес, фамилию не помню)))




Первая остановка-Северный Полюс. Не тот самый, который отсвечивает латунной пупырышкой на макушке глобуса, сбив набекрень меридианы, а наш, собственный СП. Северный Полюс Ладоги-самая верхняя ее оконечность. Расположена она в самой северной (естественно) загубине залива Кирьявалахти.





Кроме этого сей залив знаменит следующим:
1.В южной его части, почти у уреза воды находится радиоактивная штольня. Нормальное положание-замурованное, но периодически ее кто-то размуровывает, очевидно с целью погреться))))
2.Вдоль северного берега залива расположен ДО Союза Композиторов, в простонародье-композиторские дачи. Основной корпус размещен в бывшем доме местного аптекаря, построенном в модном тогда стиле функционализма, сейчас снять номер в основном здании или небольшой домик без удобств может каждый желающий. Как и любое красивое место в Ю.Карелии данную постройку называют «Дачей Маннергейма», но это с действительностью ничего общего не имеет.

Проскочив мимо поворота на пос.Харлу (его в следующий раз навестим) быстро домчались до пос.Ляскеля. Более ста лет назад, в 1903 году, на берегу реки Янисъйоки акционерным обществом "Вяртсиля" в Ляскеля был пущен цех по переработке дерева, а в 1905 году - бумажный завод. Тогда же появилась первая ГЭС, давшая начало местной индустрии. Затем была лесопилка, постепенно переросшая в целлюлозное производство. Порог находится прямо под автомобильным мостом через реку Янисйоки. В отличие от предыдущих порогов и водопадов, находящихся на маловодных речках, река Янисйоки имеет большой расход воды даже в засушливые годы. Перепад высот около 10 метров, длина порога - порядка 50 метров. Шум бьющейся о скалы воды заглушает все звуки.



Но сейчас не Ляскеля является нашей целью, и нее чудесный водопад. Нас интересует другой водопад-Юканкоски, к нему мы и устремились, стараясь не упустить светлое время. Водопад расположен на реке Кулисмайоки. За счет значительной высоты (почти 17 метров) производит впечатление, даже несмотря на низкий уровень воды в этом году. Водопад найти достаточно сложно, последний участок дороги достаточно труднопроходим, особенно в межсезонье. Иногда этот водопад ошибочно называют «Белые Столбы». На самом деле, «Юканкоски» с финского - «Белые Мосты». Если пройти выше по течению реки, то можно увидеть торчащие прямо из воды белые обломки. Всё, что осталось от тех мостов, которые, благодаря использовавшемуся при их строительстве белому природному камню, и дали Юканкоски его имя. Сейчас нет ни мостов, ни финского хутора, что был неподалёку от них. До ближайшего населённого пункта, посёлка Леппясилта, километров 10. Летом там бывал практически каждый уважающий себя любитель Карельского и Ладожского туризма (кто не бывал-пишите, свожу))). Зимой на машине туда пробиться практически нереально, мне удалось только в январе 2009 года.







Вот и сейчас, оставив основную часть отряда на развилке заснеженных дорог, две наиболее подготовленных машины ушли в разведку. Больше часа понадобилось на то, чтобы понять, что оставшиеся 4-5 км нам засветло не преодолеть. Да и формат нашей поездки не предусматривал тяжелого экстремально-снежного бездорожья. Решили вернуться и детально поизучать Ляскеля.В ожидании возвращения разведки.







В Ляскеля рядом с порогом находится здание целлюлозной фабрики, построенной в 1899 году. Интересно, что на фабрике до сих пор работают бумагоделательные машины, пущенные в эксплуатацию более 100 лет назад. Для работы машин использовалась электроэнергия, получаемая от гидротурбины, которая приводилась в действие водой, отведенной от плотины по специальному каналу. Сейчас перед заводоуправлением установлен дефибрёр - мельница с каменными жерновами, которые размалывают древесину на волокна, идет активная реконструкция ГЭС. Спустившись по нахоженной дорожке ниже по течению, на сам берег Янисъйоки спускались гуськом, по колено в снегу.







На лед отважились выйти не многие))) Зато какие виды отсюда открывались!







Поднявшись к мосту, пофоткались...







...и стали делиться. Часть нашей группы пошла двинулась по своим планам, основной костяк продолжил экспедицию. Такая вот дилемма- по объективным обстоятельствам не всегда все доходят до конца маршрута…



Кот Боцман-участник экспедиции)))



Что делает «наше все» (но не ВВП))) в Карельской глубинке мне ни разу не смог ответить ни один местный. Еще более непонятно почему заснеженный Пушкин стоял напротив поселковой амбулатории… Ну ладно бы Чехова А.П.-тот хоть доктором был)))





Железнодорожный каньон на старой дороге в пос.Импилахти всегда поражает своей неожиданностью. Со стороны не заметен абсолютно. В прошлом году наблюдал, как оттуда вылез оранжевый железнодорожник с молотком и на лыжах!!!!!







Следующая остановка-Долина Смерти….Бррррр-жутковато звучит(((( Но тем не менее это так!!! Не та, что в Калифорнии а та, которая возле Питкяранты. 27 июня 2000 года в нескольких километрах от Питкяранты, у развилки дорог на Петрозаводск и Суоярви, был воздвигнут чугунный крест, посвященный памяти жертв зимней советско-финской войны 1939-1940 годов.





Кто не интересуется новейшей историей Северного Приладожья смело могут промотать 2-3 абзаца





30 ноября 1939 года крупные моторизированные соединения советских войск вторглись на территорию Финляндии, продвигаясь вдоль берега Ладожского озера по направлению на Сортавала. Захват Сортавала планировался к концу первой недели наступления. Однако отяжеленным боевой техникой и обозами, привязанным к немногочисленным зимним дорогам советским частям противостояла высокая индивидуальная подготовка финских войск. Успешно наступая от советской границы, 18-я стрелковая дивизия не обеспечила свои тылы, что позволило небольшим финским лыжным группам отрезать пути подвоза. В результате бездарного управления войсками РККА и классического маневра на окружение части финского IV армейского корпуса с 26 декабря блокировали северо-западнее Питкяранта 18-ю Ярославскую Краснознаменную стрелковую дивизию и 34-ю танковую бригаду, разбив их на 13 изолированных котлов. На развилке дорог располагался самый крупный из них - так называемый генеральский - во главе с командованием окруженных частей. Попытки деблокировать дорогу провалились: бойцы РККА действовали вдоль дорог, а летучие финские отряды наносили внезапные удары из леса. В результате пассивности командования дивизия и танковая бригада оказались разрезаны на несколько частей и эти части не предприняли попыток построить прочную оборону...

28 февраля окруженные части получили разрешение на выход из окружения. Гарнизон был разделен на две колонны: северную - под командованием командира 34 танковой бригады, и южную - под командованием начальника штаба 18 дивизии. План выхода был разработан с расчетом на более легкий выход северной колонны, в которой по плану следовало командование, штабы и наиболее здоровые люди...При выходе северная колонна растянулась, потеряла управление, чем воспользовались финны, уничтожившие ее почти полностью. Застрелились командир танковой бригады, начальник штаба, начальники политотделов дивизии и бригады, а также начальник особого отдела танковой бригады. Было захвачено знамя советской 18-й дивизии и многочисленные трофеи. Южная колонна была выведена более-менее успешно, к своим пробились 1237 человек, 900 из которых были ранены или обморожены, 48 человек погибли при прорыве.

Из 18 тысяч человек 18 стрелковой дивизии и 34 танковой бригады к концу войны примерно 2,5 тысячи оказались вне кольца, еще чуть больше тысячи из окружения вышли. Остальные почти все погибли, мало кто попал в плен. На лесных дорогах в радиусе десятка километров, от перекрестка у Леметти, встречаются безымянные братские могилы...В сторону Пряжи (Петрозаводск) от Креста скорби уходит современное шоссе, старая узкая дорога на которой происходили печальные события Зимней войны петляет слева и справа, на пересечениях с шоссе ее почти не видно. Большинство памятников и братских могил расположено вдоль нее, вся эта местность имеет два названия: неофициальное "Долина смерти" и полуофициальное "Долина героев". Основной мемориал расположен в 4 километрах от Креста скорби, непосредственно на месте бывшей деревни Леметти.

Решение о сооружении памятника было принято в октябре 1992 года в соответствии с Соглашением между Россией и Финляндией о сотрудничестве в увековечении памяти российских (советских) военнослужащих в Финляндии и финских военнослужащих в России, погибших во второй мировой войне. В 1993 году был объявлен открытый международный конкурс на лучший проект памятника, на который было заявлено 14 работ. 1 февраля 1994 года жюри объявило победителя - известного петрозаводского скульптора, академика Лео Ланкинена, представившего проект пятиметрового креста, по противоположным сторонам которого изображены скорбящие по погибшим русская и финская матери. К маю 1996 года была готова модель креста в натуральную величину, однако болезнь и смерть автора прервали работы. Окончательную доводку памятника осуществил карельский скульптор Эдуард Акулов.

Койринойю проехали, даже не притормозив у расположенного в 100 метрах от дороги водопада. Нас ждали в Питкярантском краеведческом музее. Дежурный снимок на въезде в Питкяранту сделали «слегка» нарушив ПДД)))



Питкяранта (длинный берег с финского) была маленьким тихим селением, пока в 1810 г. в округе не начали работать экспедиции по изучению недр. Вскоре здесь появился первый медный рудник, затем обнаружили и оловянную руду, так что в середине XIX в. в старинной деревне заработало несколько металлургических заводов. Вскоре Питкяранта стала крупным населенным пунктом. Как и во всех крупных селениях, здесь была построена православная Вознесенская церковь. Кроме олово- и медеплавильных заводов в Питкяранта действовал сульфатный завод. Из окиси железа - побочного продукта при плавлении руд - изготовлялась красная краска. Многие деревянные дома в Финляндии красились в те времена именно питкярантской краской. Побочные продукты производства использовали для изготовления краски и стеклянных бутылок (завод выпускал до 10 миллионов бутылок в год!). Кварцевый песок для изготовления стекла привозили аж с реки Тосны, возможно известные саблинские пещеры - результат добычи песка для питкярантского стекольного завода. И краска и посуда славились своим качеством и долговечностью.

По дороге к музею обратил внимание на перекресток с кругообразным движением. Слева-католический крест, справа-православный. И тот, и тот на обыкновенных с виду домах, только рядом с православным-табличка, вещающая о том, что это православный центр имени Иоанна Кронштадтского (и при чем тут он…?), а рядом с католическим-озорная табличка, радостно сообщающая что это-улица В.И.Ленина (этот-то точно не причем)))). Кстати, на этом перекрестке ровно год назад поздравил местных гаишников с Рождеством…Но это-совсем другая история)))





Личный состав музея встречал нас на крыльце. Это моя маленькая месть-в первый раз меня здесь кинули, когда обещали провести экскурсию для 20 человек ровно в это же время год назад, второй раз летом-были закрыты без объяснения причин… Компенсирует все это безобразие наличие такого краеведа-энтузиаста как Евгений Швед, который и провел нам познавательную экскурсию по музею.















Довоенных зданий в Питкяранте сохранилось очень немного, самое интересное пожалуй дом аптекаря Валдена, в котором сейчас и находится краеведческий музей. Неплохо однако в Финляндии аптекари жили))). А рудники в окрестностях города действовали до 1950х годов, и довольно много сохранилось заброшенных штолен прямо на территории города. Сейчас добывают породы только на щебень, но ОЧЕНЬ много!!! Кстати, самый большой карьер неожиданно оказался с названием «Мосавтодор»

В конце 2005 года в Питкяранте был сооружен новый памятник войнам РККА: на постамент установили танк Т-26, выдаваемый всем за найденный в 1998 на дне Ладоги вблизи города. По словам вышеупомянутого Евгения данный танк-Ленфильмовский тонкометальный муляж и по сему фотографировать не стал. Нельзя не упомянуть так же заправку Лукойл на выезде из Питкяранты. Нету 76, нету 92, нету зимней соляры и нету туалета. Т.к.далее по слухам не было и 95, то заправлялись чем было (кроме дизелей естественно)))

О дальнейшем пути скромно умолчу. Не буду рассказывать про плотину в Ууксу, про церковь и ГЭС в Салми, про камни и укрепления в Погранкондушах, про место рождения советской морской пехоты… Ничего не скажу, потому что показать не чего-темнотища! У нас в мире рубанули свет, в частности на восточном берегу Ладоги. Про все прелести Восточного Приладожья рассказ будет в другую, более просветленную поездку. А сейчас мы мчались сквозь пургу, пронзая фарами темноту и осторожно треща перед поворотами ABS-ами.



Рояль в кустах, рояль №3!!!! В Олонецких далях все дальнее, все длинное. В том числе и дер.Алексала, куда мы спешили на ночевку. Нас усиленно ждали с роялем))) Роялем оказался суперский дом, пригодный для комфортнейшего жилья мелким подразделениям, вплоть до роты))) С порога сразу: разувайтесь, вот вам тапочки! Дело в том, что весь маршрут я проверял лично, а вот в этом доме не был и сильно переживал, как к этому пристанищу отнесутся мои со-экспедиционники. Все оказалось просто кайф! Здоровенный холл, современная кухня, пол с подогревом, TV-DVD-Sat. Женская часть экспедиции истосковалась по кухне настолько, что туда было порой не протолкнуться)))









Возле наблюдательной вышки (о ней завтра) развели костер и я приступил к копчению рыбы. Сам процесс уже вызывал эйфорию-колючий мороз, ароматный коньяк, пляшущий у искрящейся елки костер и форель, коптящаяся на грушевых веточках…







Потом была совместная баня! Горячая, с нырянием в сугроб и киданием снежками, с пивом и чаем. Оптика не выдерживала такого счастья, да я и так не особо снимал. Фотограф, как ни странно, он тоже человек и иногда хочет отдохнуть)))) Да, кстати, а рыбку я вам покажу, вот она:



автопутешествие, фотопутешествие, зима, Ладога, Путешествия, Север, Карелия

Previous post Next post
Up