Комментарий к посту ereignis (2)

Aug 15, 2016 23:30

Продолжение.

Протестантизм: "Убедительным доказательством того, что ранние христиане не верили ни в некие "превращения" хлеба и вина, ни в необходимость поедать физические тело и кровь Христа, являются помимо отрывочных свидетельств ап. Павла сохранившиеся раннехристинаские евхаристические анафоры. Так, в приводимой в "Дидахе" (кон. I в.) анафоре вообще ничего не говорится о плоти и крови."

[Spoiler (click to open)]В Дидахэ о Евхаристии говорится совсем кратно под именем "духовная пища и питие". Эти памятники по своей простоте и краткости никак прямо не отрицают Пресуществление, из них очень сложно или невозможно выжать какое-либо положительное учение о Евхаристии. Кроме-того, эти памятники принадлежат неизвестным нам общинам, анафоры эти не употребляются никем, надо быть осторожным и принимать только то, что признается как православное последующим временем.

"Показательна и анафора из "Апостольского предания" (III в.)". "Итак, ни о каких превращениях в этой анафоре речи нет, а говорится о воспоминании, возвещении и благодарении. В этом памятнике хлеб и вино прямо называются знаками (антитипами) тела и крови"

В тексте анафоры присутствуют т.н. установительные слова, а после идет прошение о ниспослании Святого Духа на дары, после которой Святой Дух и прелагает дары в Плоть и Кровь Христа.

Свт. Василий Великий в правиле 91 говорит, что это были тайные слова от неписанного учения:
"прежде всего упомяну о первом и самом общем, чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом креста, кто учил сему писанием? К востоку обращаться в молитве, какое писание нас научило? Слова призывания при приложении хлеба евхаристии и чаши благословения, кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о коих упомянул апостол или евангелие, но и прежде и после оных произносим и другия, как имеющие великую силу в таинстве, приняв их от неписаннаго учения. Благословляем такожде и воду крещения и елей помазания, еще же и самаго крещаемаго, по какому писанию? не по преданию ли, умалчиваемому и тайному?"

А до него о эпиклезисе есть у свт. Иринея Лионского:
"Каким же образом они (еретики) могут говорить, что тот хлеб, над которым совершено благодарение, есть тело их Господа и чаша есть кровь Его, когда утверждают, что Он Сам не есть Сын Творца мира, т.е. Слово Его, чрез Которое дерево приносит плоды, текут источники, "земля дает сперва зелень, потом колос, наконец полное зерно в колосе" (Мк 4.28)?
Еще, каким образом они говорят, что плоть подвергается истлению и не участвует в жизни,- плоть, которая питается от Тела и Крови Господа? Пусть они или переменят мнение свое или перестанут приносить названные (вещи). Наше же учение согласно с Евхаристиею, и Евхаристия в свою очередь подтверждает учение. Ибо мы приносим Ему то, что Его, последовательно возвещая общение и единство плоти и духа. Ибо как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей из земного и небесного; так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения."

О знаках я приведу свт. Амвросия Медиоланского, который через столетие после АП православно излагает значение этих знаков и зачем они нужны:

"О таинствах" свт. Амвросия Медиоланского понимаются эти знаки:

"Возможно ты скажешь: “Это обычный хлеб”. Но этот хлеб является обычным хлебом только до слов освящения (verba sacramentorum). Как только наступит время освящения (consecratio), из хлеба он станет Телом Христовым. Давайте же докажем это. Как этот хлеб может быть Телом Христовым? А освящение совершается какими словами и чьими речами? Господа Иисуса. Ибо все то, что произносится прежде, произносится от священника: прославление Бога, молитва, прошение за народ, за царей и за все остальное. Но как только приближается время совершения честнаго таинства, священник уже употребляет не свои слова, но произносит слова Христовы. Следовательно, слово Христа совершает это таинство."

"Итак, я отвечаю тебе: хлеб не был Телом Христовым прежде освящения, но после освящения, говорю тебе, это уже Тело Христово. Он сказал, и стало; Он повелел, и создалось."

"Но ты, может быть, скажешь: “Я не вижу крови”. Но это ее подобие (similitudo). Ибо как ты воспринял подобие смерти, так же и подобие честной крови ты пьешь, дабы не было ужаса при виде настоящей крови и цена искупления не стала бы напрасной. Итак, теперь ты знаешь, что то, что ты принимаешь, есть Тело Христово.

21. Ты хочешь быть уверен, что освящение совершается Божественным словами? Послушай, что это за слова. Священник произносит: «Соделай для нас это приношение угодным, разумным, благоприятным, которое есть образ Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Он накануне Своих страданий взял хлеб в святые Свои руки, возвел очи Свои на небо, к Тебе, Святый Отче, Всемогущий Боже, воздав благодарение, благословил, преломил и преподал Своим ученикам и Апостолам, говоря: “Примите и вкусите от него все, ибо это есть Тело Мое, Которое за многих будет преломлено”».

22. Слушай внимательно. «Подобно и чашу после вечери, накануне Своих страданий, Он взял, возвел очи Свои на небо, к Тебе, Святый Отче, Всемогущий Боже, воздав благодарение, благословил, преподал Своим ученикам и Апостолам, говоря: “Примите и пейте из нее все, ибо это есть кровь Моя”». Заметь, что все эти слова принадлежат Евангелисту, до слов “Примите”, говорящих о Теле и Крови, а затем уже идут слова Христовы: “Примите и пейте из нее все, ибо это есть кровь Моя”.

23. Обрати внимание на одну подробность. Священник произносит: “Он накануне Своих страданий взял хлеб в святые Свои руки”. До освящения - это хлеб, но после произнесения слов Христа - это Тело Христово. А теперь послушай Говорящего: “Примите и вкусите от него все, ибо это есть Тело Мое”. Прежде произнесения слов Христа, в чаше - вино и вода, после же действия слов Христа - там кровь, искупившая людей Посмотрите же, сколь могущественно слово Христа, которое изменяет все существующее. Наконец, Сам Господь Иисус засвидетельствовал нам, что мы принимаем Его Тело и кровь. Должны ли мы сомневаться в истинности Его свидетельства?.

24. Вернемся теперь к тому, о чем я говорил. Воистину велико и достойно почтения то, что манна излилась с неба для иудеев. Но подумай, что значительней: манна с неба или Тело Христово? Несомненно, Тело Христа, Который есть Творец неба. Далее, тот, кто ел манну, умер, а тот, кто будет вкушать это Тело, получит оставление грехов и не умрет вовек (см. Ин 6:49,58).

25. Значит, не напрасно ты говоришь: “Аминь”, признавая в сердце, что принимаешь Тело Христово. Поэтому когда ты подходишь, священник говорит тебе: “Тело Христово”, ты же отвечаешь: “Аминь”, то есть “Истинно”. Пусть же то, что исповедует язык, происходит из твоего внутреннего чувства. Знай же, что это есть то таинство, которое было предызображено ранее.

26. Пойми, сколь велико это таинство. Слушай, что Он говорит: Всякий раз, когда вы будете совершать это, в Мое воспоминание совершайте, доколе Я снова не приду (см. 1 Кор 11:26).

27. Священник же произносит: “Итак, воспоминая Его преславные страдания и из ада воскресение и на небо вознесение, приносим Тебе эту Жертву непорочную, Жертву разумную, Жертву бескровную, этот святой Хлеб и эту Чашу жизни вечной, и просим и умоляем, приими это приношение в горний Твой жертвенник руками ангелов Твоих, как Ты благоволил принять дары отрока Твоего праведного Авеля и жертву патриарха нашего Авраама и жертву, которую принес Тебе первосвященник Мелхиседек”.

28. Итак, что тебе сказал Апостол о том, когда ты принимаешь таинство? Всякий раз, когда мы принимаем его, мы возвещаем смерть Господню (1 Кор 11:26). Если же мы возвещаем смерть, то мы возвещаем и оставление грехов. Если же всякий раз, когда пьется кровь, она пьется в оставление грехов, то тогда я должен всегда принимать ее, чтобы мне всегда отпускались грехи. Я, согрешающий всегда, должен всегда иметь врачевство."

Итак знаки и подобия нужны "дабы не было ужаса при виде настоящей крови и цена искупления не стала бы напрасной"! Везде, где Вы у отцов столкнетесь с "ужасами при виде настоящей крови", везде это следствие учения о пресуществлении. Ведь у Вас не вызывает ужас освященная еда? Так же никто из протестов не будет говорить об этом, ибо для них Евхаристия это тленный хлеб.

Так же обратите внимание, что свт. Амвросий также учит, что Евхаристии очищает грехи, т.е. она это не только жертва хваления и благодарения, она еще и _жертва умилостивления_.

- - -

Далее про пресуществление: ""Таким образом, если хлеб превращается в тело, то превращаться должна не только некая умозрительная сущность, но прежде всего те сущностные свойства, которые отличают хлеб от тела.""

Речь идет о конкретных сущностях даров, которые превращаются в конкретные сущности Плоти и Крови. Есть проблема как описать то, что после пресуществления существуют осязаемые свойства хлеба и вина, чтобы не получилось так, что мы и набор свойств даров прибавили к человеческой природе Христа, находящейся на небе одесную Отца. Можно сказать, что сохраняются все свойства хлеба и одновременно присутствуют все свойства человеческой природы Христа, дары они как покрывало для Плоти..
Если бы мы изъяли некое свойство даров, то сделали бы как бы дырку в наборе свойств, через которую можно было бы физически доказать, что имеет место чудо, ибо какое-то даров отсутствует, или наоборот какое-то свойство Тела себя физически проявляет, а значит не было бы место для явления веры причастников и было бы невозможно сокрытие Святыни от неверных...

""Но при этом Бог таинственным образом обманывает верующих, представляя ипостась тела как ипостась хлеба. В таком виде "пресуществление" может быть непротиворечиво помыслено, однако проблемы, связанные с пресуществлением, на этом не прекращаются.""

Это не обман, а забота о верующих. Выше я привел слова свт. Амвросия, что сохраняющиеся свойства даров облегчают причасти Плоти и Крови причастниками, так они дают место для явления веры и сокрытия таинства от неверующих.

Так же приведу слова свт. Кирилла Иерусалимского:
"А когда Сам (Христос) объявил и сказал о хлебе: cиe есть тело Мое, после сего кто уже осмелится не веровать? И когда Сам уверил и сказал о чаше: сия есть кровь Моя, кто когда усомнится и скажет, что cиe не кровь Его?

2. Он в Кане Галилейской некогда воду претворил в вино (Ин. 2, 1, 10), сходное с кровию: и недостоин ли веры, когда вино в кровь претворяет? Если зван быв на брак телесный, совершил Он cиe преславное чудо: не паче ли сынам брачным (Мф. 9, 15) даровав Свое тело и кровь Свою в наслаждение, требует исповедания нашего.

3. Почему со всякою уверенностью примем cиe, как тело и кровь Христову. Ибо во образе хлеба дается тебе тело, а во образе вина дается тебе кровь, дабы приобщився тела и крови Христа, соделался ты Ему стелесным и скровным. Ибо таким образом бываем и Христоносцами, когда тело и кровь Его сообщится нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, бываем Божественнаго естества причастницы (2 Пет. 1, 4).

4. Некогда Христос, беседуя, говорил к иудеям: аще не снесте Моея плоти, и не пиeme Моея крови, живота не имате в себе (Ин. 6, 53). Они же не духовно услышав реченное, но соблазнившись, идоша вспять (Ин. 6, 61-62, 66), думая, что к плотоядению склоняет их.

5. Были и в Ветхом Завете хлебы предложения: но оные, как относились к Ветхому Завету, отменены. А в Новом Завете существует хлеб небесный и чаша спасения (Пс. 115, 4), освящающие душу и тело. Ибо как хлеб сходствует с телом, так слово душе приличествует.

6. Итак, хлеб и вино (в Евхаристии) не разумей простыми: ибо оные тело суть и кровь Христова, по изречению Владыки. Ибо хотя чувство тебе и представляет cиe, но вера да утверждает тебя. Не по вкусу рассуждай о вещи, но от веры будь известен без coмнения, что ты сподобился тела и крови Христовы.
<..>
9. Cиe узнав и удостоверився, что видимый хлеб не есть хлеб, хотя вкусом чувствуется, но тело Христово: и видимое вино не есть вино, хотя по вкусу так представляется, но кровь Христова: как о сем древле и Давид воспевая говорил: и хлеб сердце человека укрепит, умастити лице елеем (Пс. 103, 15). Укрепляй сердце твое, причащаясь того яко духовного: умащай лице души твоей. Имея оное откровенным в чистой совести и созерцая славу Господню, о когда бы приходил ты от славы в славу (2 Кор. 3, 18), о Христе Иисусе! Коему честь, и держава, и слава во веки веков. Аминь."

Это лишний раз доказывает, что все элементы учения о пресуществлении всегда существовали в православии.

"Если допустить, что хлеб пресуществляется в тело, следует ли из этого, что вино пресуществляется в кровь? Ведь сущности хлеба и вина очевидно разные, и эмпирически ипостаси хлеба и вина существуют раздельно. Если это так, значит ли это, что тело Христово может существовать и существует в евхаристии отдельно от Его крови? Или же хлеб пресуществляется в полное тело, с кровью и душой, и в такое же полное тело пресуществляется вино? Однако какова тогда сущность того, во что произошло пресуществление? По-видимому, этой сущностью может быть только полная человеческая природа Христа. Однако полная человеческая природа Христа не может быть отделена от Его божественной природы. Хлеб и вино не могут стать только человеческой природой Христа, поскольку в ипостаси Христа человечество не может получить ипостасного бытия без божества. Поэтому хлеб и вино, по-видимому, должны пресуществиться в ипостась, а значит в обе сущности и в обе природы. Однако в этом случае они пресуществятся в ипостась Бога?"

Сущность хлеба пресуществляется в сущность Плоти, а сущность вина в сущность Крови. На небе Кровь циркулирует по Плоти и они ничем не отделены, а для нас Кровь как бы выносится из Тела, потому что Тело пребывает в прославленном состоянии и не может больше ничем повреждаться и это единственный способ дать причаститься отдельно Крови и Плоти. Наличие Крови указывает на тождество Евхаристии и Крестной Жертвы, из которой текла Кровь и этой жертвенной Крови причащаются православные.
Сотворенные дары должны превращаться в сродное для них - в сотворенное Тело, ведь если бы они превратились в Божество, то оно ведь Дух и не может быть причастно тварям. Но мы знаем, что в Воплощении человеческая природа соединилась с Божественной, поэтому достаточно того, что дары превращаются в Тело, с которым соединена Душа и Божество. Таким образом Евхаристия это сам Христос Телом, Душой и Божеством.

Все эти вопросы сложные и тут не годится делать пост на коленке как сделал я. Но вообще, ведь и тайна Троицы тоже не может быть вполне изъяснена рассудком, но мы ее принимаем, а сложности больше возникают при объяснении для внешних, которые не верят. А мы верим и потому знаем на каких пределах нужно остановится уму.

- - -

"Эти общины могут находиться друг с другом в церковном общении, признавая взаимно друг друга истинными христианами, однако при этом они могут иметь разные богословские языки, разные системы вероучения, разные литургические практики."

Православные не могут это себе позволить, они в отличии от протестантизма считают свою Церковь той же самой, которую основал Христос. Ведь Он сам сказал, что на камне веры создаст Церковь: "на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее",
"Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам",
"и вот, Я с вами во все дни до скончания века".

А протестантизм отверг то, из чего он произошел. Ведь если Римская Церковь была худым деревом, то как оно могло дать добрые плоды? Не может же на виноградной лозе появиться инородные ей плоды? А отдельной независимой и от апостолов идущего преемства протестантизм не имеет. Кроме того, учение протестантов не может иметь какого-то авторитета, ведь они признают только одно священное Писание и больше нет равного авторитета, который мог бы отделять ересь от истины и принуждать и отлучать несогласных.

Зачем нам такое единство с еретиками? Наоборот, Церковь надо всячески очищать от случайных людей и еретиков.

Хорошо сказал свт. Киприан Карфагенский в книге о единстве Церкви:
"А ты думаешь, что можно стоять и жить в удалении от Церкви, устрояя себе другие различные жилища? Но Рааве, прообразовавшей Церковь, именно сказано: «отца... твоего и матерь твою, и братию твою и весь дом отца твоего да собереши к себе в дом твой: и будет всяк, иже аще изыдет из дверий дому твоего вон, сам себе повинен будет (Нав 2.18-19). И таинство Пасхи, по закону, выраженному в книге Исхода, тоже требовало, чтобы агнец, закалаемый во образ Христа, снедаем был в одном доме. Бог так говорит: «в дому единем да снестся: ... не изнесите мяс вон из дому» (Исх 12.46). Плоть Христова - святыня Господня не может быть износима вон из дому; а для верующих нет другого дома, кроме единой Церкви. Этот дом, эту обитель единомыслия Дух Святой обозначает в псалмах, говоря: «Бог вселяет единомысленныя в дом» (Пс 67.7). Так только единомысленные, согласные и простосердечные живут и пребывают в доме Божием, в Церкви Христовой."

"Однако для этого требуется, чтобы вероучение и богословие стали для всех христиан не периферией, а центром их христианской жизни, тем, что определяет их церковное (общинное) бытие. Мировое христианство сейчас едва ли готово к этому, поэтому, вероятнее всего, все крупные христианские Церкви будут дальше двигаться по пути возрастания религиозной индифферентности."

Нет нужды как-то объединять мировое христианство. Есть только одна Церковь и множество ересей, разделяющих с ней только общее имя христиан.
Каждый христианин должен облечься в Христа, и когда он думает над этим, то видит какое несовершенство между его бытием и тем, о котором говорит Христос. Тем как живет церковная община сейчас и как она жила во время апостолов или в 4-5 веках, например. Я верю, что нет каких-то особых преград, кроме нашего нежеления исправлять себя и положение дел в Церкви, чтобы приблизиться к тому праведному образу жизни церкви, какой мы видим у ранних христиан. Нужно чтобы Церковь немного закрылась от мира, чтобы было восстановлено оглашение - то как люди входят в Церковь, должна быть восстановлено общинное устройство и т.д.
Правда и это не является существенным, если Вы читали книгу Пастырь, то там Церковь являлась то в старческом образе, когда христиансво было расслабленным, то в молодом и цветущем образе, когда после гонений их вера обновлялась. Эта одна и та же Церковь, для меня достаточно к ней принадлежать и приступать к причастию. Но вне Церкви Вам не помогут спастись никакие добродели!

Хотелось бы, чтобы Вы не обманывались насчет учения ПЦ о Евхаристии, есть свидетельства отцов и есть постановления соборов, надо или отвергуть протестантизм и принять православие, или таки покинуть ПЦ. Глупо пытаться спрятаться за спиной проф. Осипова.

православие, ересь, Евхаристия, протестантизм, Церковь

Previous post Next post
Up