Немецкий режиссёр Оливер Хиршбигель, известный у нас по фильму "Бункер", снял в прошлом году фильм о Георге Эльзере - немецком слесаре, собравшем и заложившем в стену мюнхенской пивной "Бюргербройкеллер" взрывное устройство, которое сработало 8 ноября 1939 года во время проходившего в этой пивной митинга по случаю годовщины гитлеровского "Пивного путча". Во время митинга выступал Гитлер, который и был основной мишенью для эльзеровской бомбы - но он в тот вечер оказался краток и уехал за 13 минут до взрыва. Получивший у отечественных переводчиков несколько буффонадное название "Взорвать Гитлера".
Покушение Эльзера - одна из пожалуй важнейших точек бифуркации в европейской, а может быть мировой истории последних ста лет. К тому моменту завершилась первая кампания Второй мировой войны - польская - и воцарилась ситуация, известная как "странная война": Британия и Франция войну Германии объявили, но открывать активные боевые действия не торопились. И в Лондоне, и в Берлине находились фигуры, склонные к примирению и периодически зондировавшие почву для такового. При этом Гитлер для союзников был уже очевидной персоной нон грата, и с ним вести переговоры они бы не стали, а вот с его преемником (таковым видимо стал бы Геринг, хотя формально в ранге преемника он был утвержден позднее, в 1941) - возможно и стали бы. В кругах, близких к Францу фон Папену (немецкому дипломату и одному из предшественников Гитлера на посту рейхсканцлера), в качестве приемлемых условий мира видели восстановление независимости Польши и Чехии и вывод из них германских войск при условии сохранения за Германией присоединенных в 1938 году Австрии и Судет, а также некоторых пунктов в Польше (злополучного Данцига, занятой поляками в 1921 году Верхней Силезии и некторых других). Возможно эти условия оказались бы преемлемыми и для англичан, и 2-мировая война ограничилась бы польской кампанией (правда, непонятно, как в этом случае быть с территориями, включенными в сентябре 1939 в состав СССР, но тут могли ограничиться очередным витком изоляции). А может быть и не оказались бы, возможно в Лондоне предпочли бы продолжить противостояние с Германией до победного конца. Примерно тогда британский дипломат Роберт Ванситарт писал: "Наш враг вовсе не нацизм, а Германская империя, и если кто то этого еще не понял, то им придется быть участниками 3-й, 4-й, 5-й и 6-й войны".
Как бы то ни было, развилка открывалась интереснейшая, почва для размышлений на тему, что было бы, задержись Гитлер в той пивной на эти злосчастные 13 минут, просторная. Недаром второе название фильма в оригинале - "Er hätte die Welt verändert" ("Он мог бы изменить мир"). Плюс есть о чём подумать любителям конспирологии: как это возможно, что полуграмотный деревенский слесарь, монтирует весьма сложное взрывное устройство, причем делает это на объекте, где вот-вот должно пройти мероприятие общегосударственного масштаба с участием первых лиц страны, причем делает это в течение долгого времени - и никто этого не замечает. И ловят его на швейцарской границе еще до взрыва (со значком "Рот Фронта" на лацкане пиджака - в анекдотах про Штирлица после такого звучит фраза "Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу!"). А поймав, вместо того, чтобы как обычно в таких случаях отдать под суд и казнить, почти до самого конца войны держат в секретном бараке концлагеря Дахау, где он упражняется в игре на струнных щипковых инстументах, и лишь незадолго до подхода американцев расстреляют. Если уж вокруг Ли Харви Освальда столько теорий заговора наверчено, то вокруг этой истории простор не меньше. И конечно навертели бы, закончись покушение удачно. Тем более, что, как мы знаем, заговоры против Гитлера, в том числе с участием весьма высокопоставленных лиц, плелись постоянно.
В фильме, однако, чего бы то ни было в таком роде нет. Если, конечно не сичтать намёком в этом роде то, что ведший следствие по делу Эльзера начальника уголовной полиции рейха Артура Небе в предпоследней сцене вешают за участие в заговоре 20 июля (весьма фактурно - на рояльной струне, с судорогами и некоторыми другими физиологическими подробностями). Но подается это без всяких намёков на его возможную недобросовестность во время следствия. Только как акт высшей справедливости - мол, дослужился кровавому режиму. А по действиям Эльзера ответ однозначный - он действовал в одиночку. Ну вот такой вот везучий и талантливый самородок, да и машинку он собрал несложную, инженера не требовалось.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1a/Georg_Elser_2-12179.jpg/200px-Georg_Elser_2-12179.jpg)
Георг Эльзер в кино и в жизни
А в остальном - несколько нудноватый рассказ о жизни Эльзера, выходящего по фильму довольно скучным человеком: жил в деревне, столярничал, играл на акордеоне, проявлял интерес к жене алкаша-соседа, в пределах разумного имел дела с ротфронтовцами, когда это было можно, а когда стало нельзя - с грустью наблюдал, как сгущается мрачная атмосфера гитлеровского режима (приятеля-ротфронтовца в концлагерь отправят, сопляки из Гитлер-югенда направляющимся в церковь родителям нахамят, соседку с оскорбительной табличкой на улице выставят, заработки у столяров упадут и т.д.), в итоге созрел до идеи взорвать Гитлера.Ну попутно показан быт предгитлеровской и раннегитлеровской германской глубинки - как люди выглядели, во что одевались, как проводили досуг..
По данным "Кинопоиска" (
http://www.kinopoisk.ru/film/625866/) дата выхода фильма в российский прокат, ранее неоднократно сдвигавшаяся - 28 апреля.