145 лет французы живут без монарха.

Sep 04, 2015 18:01

Не так давно писал о 200-летии завершения эпопеи Наполеона I "Великого".
А 145 лет в результате закончилось правление Наполеона III (Наполеона "Малого", Наполеона "Племянника"), ставшего последним монархом во главе Французского государства - 4 сентября 1870 года он был низложен, и во Франции окончательно (по крайней мере по состоянию на сегодня) воцарился республиканский строй.
Шарль Луи Наполеон Бонапарт, то ли племянник, то ли внук "того" Наполеона (он был сыном наполеоновского брата Луи и дочери наполеоновской первой жены от её первого мужа Гортензии), ставший в 1848 году первым и последним президентом Второй французской республики - честно выиграл выборы - спустя 4 года (не вполне легитимно - через разгон вооруженной силой парламента, вызывавший нарекание референдум) стал первым, и как выяснится, тоже последним императором Второй французской империи под именем Наполеона III (копируя Бурбонов - те считали законным монархом Людовиком XVII никогда не правившего сына Луи XVI и нумерацию вели с его учётом, и он решил, что солиднее будет учесть в своей нумерации никогда не правившего сына Наполеона I Наполеона-Франсуа, в пользу которого тот, правда, пару раз отрекался).


Наполеон III и его супруга императрица Евгения де Монтихо
Правление его было до поры до времени весьма успешным: развивалась промышленность, строились железные дороги, рос экспорт, на внешнеполитическом поприще его правительство добилось значительных успехов. Так, посодействовав сардинскому королю в деле объединения Италии, Наполеон в виде благодарности получил от него в 1860 году Ниццу и Савойю - давние трофеи времен революционных войн, отобранные позже Венским конгрессом.

Герб Второй империи
С целью возврата других трофеев времен революции и Наполеона он решил провести аналогичную комбинацию и в Германии, за объединение которой тогда боролась Пруссия и глава ее правительства Отто фон Бисмарк: по негласной договоренности с Бисмарком тот, в обмен на дружественный нейтралитет Франции в австро-прусской ("братской") войне 1866 года, не будет мешать Наполеону III присоединить Люксембург, некогда также входивший в состав Первой французской империи. Пруссаки, как известно, тогда победили, возглавляемый Австрией Германский союз, в котором состоял и Люксембург был распущен, а в созданный Пруссией Северогерманский союз Люксембург не вошел. Наполеон вознамерился попросту выкупить права на это герцогства у правившего им на началах унии голландского короля. Однако, когда дошло до дела, пруссаки от имени всего Северогерманского союза заявили, что они решительно против такой аннексии - став французским, Люксембург бы опасно удлиннил франко-прусскую границу и мог бы послужить войскам Французской империи удобной базой для вторжения в рейнские провинции Пруссии. Наполеон был от такого их коварства в гневе, дело едва не дошло до войны (т.н. Люксембургский кризис), но в итоге дело тогда замяли. Не в последнюю очередь из-за намечавшегося в Париже ответственного и важного для имперского престижа международного мероприятия - Всемирной промышленной выставки - Наполеон решил не портить картинку, но злобу на «подлеца Бисмарка» и Пруссию затаил.
Следующий раз отношения Франции и Пруссии обострились в 1870 году, после того, как вследствие очередной испанской революции тамошний престол опустел, и революционное правительство предложило его дальнему родственнику прусского короля Вильгельма I Леопольду Гогенцоллерн-Зигмарингену. Французское правительство выступило против, прусский принц сообщил своему родственнику-монарху, что ему как бы не очень и хотелось, в общем, тот уведомил об этом Наполеона, инцидент, казалось, был исчерпан. Но французский посол, добившись аудиенции у Вильгельма, отдыхавшего тогда в городке Бад-Эмс, потребовал от того формального обязательства, что его родственник ни на что в Испании не претендует. Король высказался в том смысле, что смысла в таком обязательстве не видит, требовать такого французы не вправе, и вообще здесь не время и не место это обсуждать, вот будете у нас в Берлине - там и поговорим, за сим всё. Когда запись беседы доставили Бисмарку (знаменитая Эмсская депеша), тот распорядился опубликовать в прессе первую и последнюю фразы из нее - «французский посол явился к королю и чего-то там потребовал; король ответил, что на эту тему говорить не собирается». Прусские газетчики истрактовали это сообщение как то, что что их любимый король наглого французского посла и репрезентуемого им Наполеона III послал куда подальше, в прусской прессе поднялось улюлюканье по поводу мерзких французов и их императора… Французы обиделись, и Наполеон объявил Пруссии войну.
Ход франко-прусской (по факту франко-германской - на стороне Пруссии выступили другие германские государства, например, не водившая в Северогерманский союз Бавария) широко известен - с самого начала она оказалась для французов провальной. Но апофеозом этой провальности стала битва при Седане. В районе этого арденнского городка в первых числах сентября 1870 года 120-тысячная французская армия, которую возглавил сам Наполеон III собственной персоной (взыграл в нём дух великого дяди!), попала в прусский котёл. 2 сентября армия капитулировала, причем Наполеон лично явился в штаб Вильгельма I и вручил ему в знак сдачи свою шпагу. Пруссаки отправили пленного императора в Кассель.

Наполеон III сдается пруссакам
3 сентября известие об этом событии долетело до Парижа. Естественно оно вызвало у тамошней публики взрыв негодования по адресу зафейлившего императора. Повсюду собирались многотысячные митинги, их участники проклинали Наполеона и требовали его низложения. Оставленная Наполеоном на хозяйстве супруга, императрица Евгения Монтихо (ей, а точнее её придворному парикмахеру приписывается изобретение обесцвечивания волось перекисью водорода) бежит из Парижа и перебирается в Англию. Собравшееся в ночь на 4 сентября Законодательное собрание объявляет, что «Наполеон и его династия объявляются отрешенными от власти». Вскоре в Бурбонский дворец, в котором заседало собрание, ворвалась толпа демонстрантов с требованием немедленно провозгласить республику. Популярным депутатам-республиканцам Жюлю Фавру и Леону Гамбетте удалось уговорить толпу покинуть здание парламента и идти к ратуше.

Леон Гамбетта, отец-основатель Третьей французской республики. В молодости потерял правый глаз, поэтому всегда позировал слева.
В тот же день Леон Гамбетта с балкона парижской ратуши зачитал прокламацию:
«Французы!
Народ идёт впереди колеблющейся палаты депутатов, чтобы спасти находящееся в опасности Отечество народ требует республики!
Нарот ставит своих представителей (будущих вождей республики) не к власти, но к опасности.
Республика победила вражеские вторжения в 1792 году, республика провозглашается сейчас.
Революция совершается во имя права, во имя общественного блага.
Граждане, храните Град, вам вверенный, завтра вам предстоит стать воинами, мстителями за Отечество»
В тот же день, было создано т.н. Правительство национальной обороны, которое возглавил губернатор Парижа генерал Трошю, и в состав которого вошли видные республиканцы Фавр, Гамбетта, Ферри.

Барельеф, посвященный событиям 3-4 сентября 1870 года на постаменте Монумента республики в Париже
В национально обороне, впрочем, новое правительство не преуспело - немцы продолжали продвижение вглубь страны и даже осадили Париж. А по итогам той войны от Франции, как известно, были отторгнуты Эльзас и часть Лотарингии и наложена контрибуция. Но республиканский строй в ней закрепился, зотя в последовавшие за войной годы на этот счет были кое-какие сомнения. О некоторых перипетиях укрепления респбликанского строя во Франции в эти годы писал вот здесь:
http://dfs-76.livejournal.com/41668.html
Низложенный Наполеон III после заключения мира будет освобожден из прусского плена и перебрался к жене в Англию, где через два года и умер во время хирургической операции.

французские революции, Бисмарк, история

Previous post Next post
Up