Кинорулетка: "Чужие дети", реж. Т. Абуладзе, 1958 год.

Dec 08, 2016 13:32

Очередная кинорулетка, на сей раз о советском оттепельном кино. Мне достался фильм 1958 года грузинского режиссёра Тенгиза Абуладзе (который через четверть века нашумевшее в перестройку "Покаяние" снимет) "Чужие дети". Видимо очень известный в свое время, но мне до сих пор не попадавшийся.
Итак, что мы имеем по просмотре:
"Студентка Нато познакомилась на улице с двумя маленькими детьми, мальчиком и девочкой, а вскоре и с их отцом, переживающим сложный период в отношениях с любимой женщиной. Нато, привязавшись к детям, выходит замуж за их отца, и… спойлер, спойлер, спойлер"
https://www.kinopoisk.ru/film/43822/



Во-первых, фильм смотрибельный. Смотрится с интересом.
Далее. Фильм тонкий, психологичный, требующий внимания к деталям, раскрывающим образ того или иного персонажа, а персонажи в фильме достаточно неодномерные. И ситуации, в которые они волей авторов попадают - тоже. Провоцирующие зрителя на вопрос себе: "А сам бы ты как себя повёл?", не позволяющий того или иного персонажа осуждать.. Хотя папаша у ребятишек, конечно, форменное чмо... Причем в течение всего фильма - родной сынишка его откровенно посылает, при том, что сам он в своей мальчишеской среде явно не на первых ролях ("мачеха" приходит к нему в школу, спрашивает у гоняющих футбол пацанов: "А где Гия? (так его зовут)" - "Кто? А, Чита. А они с Тарзаном на речку убежали"; вспомнилось КВНовское "А чё это он - Князь, а ты - Сопля?".. Собственно, преодоление этим пацаном "Читы" - отдельная примечательная линия линия в фильме, и, кстати, спойлер папаши перед финалом возможно в контексте сюжета этому поспособствует).


Далее. Конкретный закос под итальянский неореализм - визуально, стилистически, композиционно, внешностью и характерами персонажей.. Тот же этот отец-одиночка - типичный для того кинонаправления типаж дезориентированного, выбитого из колеи и тем доведенного до состояния форменного ничтожества мужчины с вечно понурым видом и уткнувшимся в асфальт взглядом. Но если там он доведен до такого по экономическим сообажениям, волчьими законами мира, где правит капитал, то тут его генезис неясен. И куда, кстати, девалась мать детей? Сидел что ли, и она от него ушла? Тогда почему дети с ним? Та "любимая женщина, с которой у него, как сказано в аннотации, сложные отношения (попросту доминирует она над ним, как говорят в народе, верёвки вьёт) - типичная итальянская киноженщина 50-х с большим всем - плечами, грудью, задницей, ногами - и плюс к этому еще такой в целом несвойственный женщинам аксессуар, как усы, добавили (конкретные такие чёрные усищи - на Сталина что ли намекали?). Финальные метания студентки Нато после финта, который выкинул этот тип ближе к финалу, заставляют вспомнить героиню Дж. Мазины в финале "Ночей Кабирии". Кстати, сам этот финт при всей его важности для сюжета - какой-то мелко мелодраматичный. К тому же непонятно как вяжущийся с реалиями СССР с его паспортами, пропиской, трудовыми книжками и контролерами…



Посмотрел сейчас в википедию - пишут, что критики уже тогда, после выхода фильма, упрекали Абуладзе в подражании итальянскому неореализму, а биографы - признают его влияние. Ну что ж, если наши сегодняшние отечественные киноделы вот уж 20 лет как «под Тарантину» фильмы снимают, почему бы тогдашним советским режиссерам не тянуться к наиболее яркому кинонаправлению своего времени.


Так, чем бы закончить? Ну студентка Нато - главный женский персонаж - довольно мила… и актриса, ее играющая, делает это хорошо… но какой-то не мой тип.

кино, кинорулетки

Previous post Next post
Up