С новым годом!

Sep 01, 2016 18:57

С Новым годом вас, товарищи! С новым, 7525 годом!

…говорили бы мы друг другу, не издай Петр I 19 декабря тогдашнего 7208 года свой знаменитый указ «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Ну правда с тем допущением, что этот календарный стиль, обычно именуемый византийским сентябрьским, счисление в котором велось не от Рождества Христова (Anno Domini), а от сотворения мира (Anno Mundi), тоже был реформирован по образцу григорианского - а так-то новый год наступит только 14 сентября.
Почему 1 сентября? Потому, что в поздней Римской и Византийской империях с этого числа начинался индикт - финансовый год. Первоначально словом этим (в переводе «объявление») обозначали чрезвычайный хлебный налог, но всё чрезвычайное имеет тенденцию становиться регулярным, вот и этот налог при императоре Диоклетиане в конце III века нашей эры стал ежегодным. К концу августа полагалось завершить хлебоуборочные работы , а с первых чисел сентября к хозяйствующим субъектам начинали приходить сборщики налога с требованием отсыпать им зерна сообразно таксе на основе оценки имения (такая оценка проводилась раз в 15 лет и этот период времени именовался «индиктион»).
Каким образом была установлена дата сотворения мира - а этот счет существуют разные версии. Обычно считается, что это результат длительной и кропотливой работы богословов с ветхозаветными текстами. Но также встречается версия, что дата эта (как нетрудно посчитать - примерно 5509 год до н.э.) была вычислена в ранневизантийскую эпоху в целях сопоставления этого самого индиктиона с солнечным календарным циклом (промежуток времени между годами, в которых соотношение календарных чисел и дней недели было одинаковым, составляющий 28 лет) и 19-летнего лунного цикла (т.н. Метонова, промежуток времени, которого проходит количество суток, умещающееся в целом количестве солнечных годов и лунных месяцев, соответственно 19 и 235).
«В окончательном виде эра сложилась в 353 году. Правда, на тот момент системы летоисчисления «от Рождества Христова» еще не существовало, речь шла о 1106-м годе от основания Рима, который также был девятым годом в 28-летнем солнечном цикле, девятым годом в лунном 19-летнем цикле и, наконец, одиннадцатым годом в 15-летнем цикле индиктионов. Перед составителями новой системы летоисчисления стояла задача - найти в прошедших веках тот исторический момент, на который приходится начало всех трёх циклов одновременно. Искомая дата пришлась на сентябрь 5509 года до Р.Х. Удивительным образом она почти точно совпала с вычисленным на основе библейских текстов «возрастом мира», начало которого было отнесено примерно к 5500 году до Р.Х.
Отметим, что некоторое время спустя в римской христианской ойкумене появились и другие разновидности «эры от сотворения мира», самая известная из которых начиналась 1 марта 5508 года до Р.Х. (т.н. мартовский стиль). Считалось, что она лучше согласована с библейскими данными, поскольку её начало приходилось на пятницу - пятый день недели, в который был сотворён человек. Между тем «сентябрьская эра» с эпохой от 1 сентября 5509 года, начинающаяся в субботу, также имеет теологическое обоснование. Напомним, что суббота - это день «покоя», начинающегося в тот момент, когда творение завершено. В символическом смысле её допустимо интерпретировать как начало периода (и также как сам этот период целиком), когда описанный в первой главе Книги «Бытие» цикл творения полностью закончен и потомки Адама предоставлены своей свободной воле» ( источник ).
Отметим, однако, что для первых адептов этой системы то был не 5509 год до «нашей эры», а видимо 4756 год до основания Рима или 5793 год до эры Диоклетиана, начинавшейся с воцарения этого императора в 284 году нашей эры.
Собственно именно недовольство благонамеренных христиан тем, что летоисчисление, в том числе и в пасхальных таблицах, приходится вести по эре, имеющей отправной точкой эту дату (Диоклетиан имел у них репутацию жестокого гонителя христиан) и побудило их искать новую точку отсчета. Считается, что первым ее предложил римский богослов начала VI века, настоятель одного из римских монастырей Дионисий Малый, в составленной им пасхальной таблице записавший, что «нынешний год консульства Проба Юниора (в Риме того времени продолжали избирать консулов) он же 525 от воплощения Господа нашего Иисуса Христа (ab Incarnatione Domini nostri Iesu Christi)» и предложившего в дальнейшем при составлении пасхальных таблиц использовать даты, исчисленные соответствующим образом. Почему именно эту дату? По всей видимости потому, что использовавшиеся тогда пасхальные таблицы Кирилла Александрийского заканчивались на 531 годе - точнее, конечно же, на 247 году эры Диоклетиана по известному ему исчислению. От нее он отнял 532 - «Великий индиктион», количество лет между годами, в которых дни недели и фазы Лупы приходятся те же числа месяцев (я огрубляю: его вычисления ( были несколько сложнее ). Исчисленная им таким образом дата не очень согласуется с некоторыми библейскими событиями (так согласно Евангелиям в это время еще был жив иудейский царь Ирод Великий, в то время как при сопоставлении с другими источниками следует, что он умер за несколько лет до этой даты), но она, будучи популяризована через несколько веков знаменитым богословом Беда Достопочтенным, прижилась.
Примечательно, что речь у него идёт не о «Рождестве Христовом», а о «Воплощении», к этому событию приурочен христианский праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, отмечаемый 25 марта по старому стилю и 7 апреля по новому. На этом был основан один из вариантов мартовского календарного стиля - т.н. Благовещенский стиль - обычай отмечать наступление нового года именно в эту дату, бытовавший во многих странах средневековой Европы. Только по мере продвижения по Европе начиная с 1582 года григорианского календаря, разработанного под руководством римского папы Григория XIII, вместе с ним повсеместно утверждается и правило отмечать новый год 1 января (видимо как в самое бесполезное с хозяйственной точки зрения в странах северного полушария время года). В Англии, например, на 1 января новый год перенесли только в 1753 году (при этом финансовый год по-прежнему традиционно начинается 6 апреля - через 11 дней, которые давались британским бизнесменам на подготовку к уплате налогов после старой даты нового года - 25 марта).
На византийско-православном востоке Европы дионисиевы расчёты были не в особом ходу, и взгляды на соотношение дат сотворения мира и рождества Христова еще долго бытовали самые различные. Так согласно «Александрийской эре» годом сотворения мира был 5493 до н.э., а в византийской Пасхальной хронике времен императора Ираклия (1-я пол. VII века) дата начала пасхальных циклов мира отнесена на 21 марта 5507 года до н.э. Только к концу Х века точка зрения, что исходной датой является дата, соответствующая субботе 1 сентября 5509 года до рождества Христова, и летоисчисление ведется от нее, в Византии и связанных с нею церквах возобладала (это часто увязывается с деятельностью знаменитого императора Василия II Болгаробойцы, но я не нашел этому подтверждения).
На Руси между тем еще долго царил разнобой в календарных стилях: сентябрьский, мартовский, ультрамартовский и т.д. Только в 1492 году Иван III установил на объедирненных им русских землях единообразную дату наступления нового года - 1 сентября. В Москве на Соборной площади Кремля сооружался помост. С него митрополит и великий князь объявляли о смене года, священнослужители святили воду и митрополит с поздравлениями кропил правителя и народ. Так совершалось это торжество. Многие важные государственные события были приурочены к Новолетию и Новому году: например, венчание на царство Бориса Годунова в 1598 году. В Новолетие с помоста представляли наследника престола по достижении им 14 лет.
И так до времен Петра I и его вышеупомянутой реформы. Но и сейчас в православных церквях 1 (14) сентября отмечается церковный праздник Новолетия.
З.Ы. Немного нумерологии: открытие Америки - 7000 год от сотворения мира, распад СССР - 7500. Интересно, к чему бы это?
З.Ы.Ы. Замечания и поправки приветствуются.

история Отечества, история Британии, история

Previous post Next post
Up