150 лет назад, летом 1866 года произошли ключевые события, имевшие результатом создание единой Германской империи - война Пруссии и Австрии, распад аморфного Германского союза, включавшего на тот момент 35 государств (31 княжество и 4 «вольных города») и создание более централизованной государственной структуры - Северогерманского союза под безусловным главенством прусского короля, на базе которого пятью годами позже будет создана империя.
Судя по всему на этом этапе тогдашний министр-президент Пруссии Бисмарк, которому в дальнейшем достанется слава объединителя Германии, и остальное прусское руководство только еще нащупывали варианты будущего объединения. Об этом свидетельствует в частности та роль, которую согласно представленному ниже документу должна была в реформированном в сторону большей централизации Союза играть Бавария - роль, почти равновеликую с Пруссией. По сути дела речь шла о замене столетнего австро-прусского дуализма в мире мелких немецких государств дуализмом прусско-баварским (с учетом того, однако, положения, что Бавария заведомо слабее Пруссии). Но с тем, что из этого мира огромную Австрийскую империю следует устранить, в Берлине определились.
Итак предложения по реформе Германского союза, сделанные Пруссией 10 июня 1866 года (когда ее войска уже разворачивались для будущей войны с Австрией).
Основные положения новой союзной конституции, предложенные прусским правительством Союзному собранию Германского союза 10 июня 1866 года
Карта Германского союза
Статья I. Территория Германского союза состоит из тех государств, которые состояли в нем до сих пор, за исключением земель, подвластных австрийскому императору и королю Нидерландов (имелись в виду состоявшие в Германском союзе герцогства Люксембург и Лимбург, герцогом которых был этот король).
Ст. II. Законодательная власть в тех вопросах, которые отнесены к полномочиям Союза, осуществляется Союзным собранием (Бундестагом), периодически созываемым в соответствии с принципом народного представительства. Для принятия решений требуется одобрение большинства Бундестага установленным большинством его депутатов.
Ст. III. Реорганизация Бундестага будет согласована правительствами и общесоюзным парламентом, созываемым согласно прусским предложениям от 9 апреля (ранее сделанным прусским представителем в Союзе предложении о созыве путем всеобщих выборов национальной ассамблеи). До тех пор, пока это не будет осуществлено, полномочия действующего Бундестага продолжают действовать.
Ст. IV. Избрание Бундестага будет осуществляться путем прямых выборов, проводимых в соответствии с положениями имперского избирательного закона от 12 апреля 1849.
Ст. V. Союзные государства образуют единое и унифицированное таможенное и торговое пространство, в составе которого допускается учреждение свободных портов.
Ст. VI. Законодательному регулированию и надзору федеральной власти Союза подлежат следующие вопросы:
1) таможенное и торговое законодательство;
2) денежная система, система мер и весов, вместе с установлением принципов эмиссии обеспеченных и не обеспеченных казначейских обязательств;
3) общие положения о банковском деле;
4) патенты на изобретение;
5) защита интеллектуальной собственности;
6) общие положения о свободе перемещения, отношения гражданства и выбора места жительства, предпринимательской деятельности, колонизации и выезда в не состоящие в Союзе страны;
7) организация общей защиты немецкой торговли за рубежом, немецкого судоходства и его флагов на морях и обеспечение работы консульских представительств, создаваемых Союзом;
8) единое германское железнодорожное сообщение. Военное и гражданское;
9) осуществление судоходства на общих для нескольких государств-членов Союза водных путях, а также речные и прочие водные пошлины;
10) почтовое и телеграфное дело;
11) единое гражданско-процессуальное законодательство и законодательство о банкротстве.
Ст. VII. У федеральной власти будет право объяснять войну и заключать мир, а также заключать союзы и договоры, назначать послов и иных международных представителей Союза и принимать иностранных.
Объявление Союзом войны при вражеском вторжении на территорию Союза или при вооруженной высадке на его побережье должно происходить в любом случае; в иных случаях для такового требуется согласие правительств, на территории которых приходится не менее 2/3 населения Союза.
Ст. VIII. Военно-морские силы союза со всеми необходимыми судами, портами и портовым хозяйством организуется следующим образом:
Военно-морские силы Северного и Балтийского морей представляют собой единую структуру под прусским командованием. Офицеры и служащие назначаются из прибрежных государств по правилам, устанавливаемым специальным соглашением.
Киль и Ядехафен (видимо нынешний Вильгельмсхафен на Северном море) будут союзными военными портами.
Покрытие расходов по созданию и дальнейшему содержанию союзных военно-морских сил осуществляется в основном за счет квот, устанавливаемых для прибрежных государств и ганзейских городов пропорционально тоннажу торгового флота этих государств.
Союзный морской бюджет принимается в соответствии с этими нормами.
Найм матросов и комплектование команд для союзных ВМС осуществляется в соответствии с законом, который одновременно устанавливает обязанность прибрежных государств поставлять определенное количество рекрутов пропорционально тоннажу их торгового флота…
Статья IX. Сухопутные вооруженные силы Союза делятся на две союзные армии - Северную и Южную.
В военное и мирное время верховное командование Северной армией осуществляется королем Пруссии, Южной - королем Баварии.
Каждый из двух верховных союзных командующих имеет право и обязанность принимать должные меры для обеспечения во вверенной ему армии наличия контингентов других стран союза сообразно решениям Бундестага, обеспечения единства организационной структуры, обеспечении обмундированием, вооружением и контроля за должной квалификацией офицеров.
Право назначать офицеров в пределах своего контингента принадлежит правительству соответствующей страны союза, в масштабах войскового соединения из более чем одного контингента - союзный командующий…
Каждый союзный командующий имеет право в экстренных по его убеждению, случаях, при условии последующего одобрения Бундестагом, вводить для любой из частей во вверенной ему армии режим повышенной боевой готовности, союзные правительства обязуются выполнять соответствующие его распоряжения в своих контингентах.
Расходование бюджета каждой из двух союзных армий осуществляется под руководством ее командующего и представителя имперского военного совета, который будет создан в дальнейшем, и ежегодно предоставлять отчет об израсходованных средствах Бундестагу.
Статья Х. Отношения стран союза с немецкими землями, остающимися под властью австрийского императора, будут регулироваться договоренностями, которые будут содержаться в выработанных будущим парламентом специальных договорах.
Отсюда:
http://verfassungen.de/de/de67-18/verfassungsentwurf66.htm Предложения эти были германскими государствами проигнорированы, а 11 июня венский кабинет вошел в союзный совет с представлением, чтобы, ввиду самоуправства Пруссии, мобилизовать союзно-германскую армию, за выключением лишь прусского контингента. 14 июня совет принял это предложение большинством 9 голосов против 6. Тогда прусский посланник при совете, фон Савиньи, объявил, что Пруссия считает этот совет распущенным, а договор о союзе недействительным.
14 июня по предложению Австрии, поддержанному большинством мелких германских государств, сейм Германского союза принял решение мобилизовать союзную армию против Пруссии.
15 июня Пруссия предъявила Ганноверу, Саксонии и Кургессену (государству на части нынешнего Гессена, правитель которого носил титул курфюрста) ультиматум, которым приглашала их к невооруженному нейтралитету и к вступлению в новый союз, обеспечивая им за это сохранение владений. Когда ультиматум был отклонен, прусские войска немедленно вступили со всех сторон в пределы Ганновера, Саксонии и Кургессена.
Это равнялось объявлению войны. Манифесты о ней обнародованы были австрийским императором 17, а прусским королем 18 июня. Австро-прусская война, которую в немецкой историографии иногда называют «Братской», и которую правильнее называть прусско-германской (более-менее крупные немецкие государства того времени выступили против Пруссии) началась.