Двойной юбилей Южной Африки

May 31, 2016 12:53

Во-первых 106 лет этому госуарству вообще: 31 мая 1910 года в результате объединения двух оккупированных в ходе англо-бурской войны (2-й, 1899-1902гг, потому что была еще и 1-я, 1880-81гг., и столкновения поменьше) бурских республик Трансвааль и Оранжевое свободное государство с двумя прилежащими английскими колониями - Капской, отнятой англичанами у предков буров голландцев еще в начале XIX века, и Наталь к востоку от республик - образован британский доминион Южно-Африканский Союз. Подробности этого процесса:
"Парламентскими выборами 1907 г. закончился период пребывания бурских республик в качестве коронных колоний Великобритании. Вводя этот статус в 1902 г. правящие круги Англии рассчитывали, что Трансвааль и КОР будут находиться под непосредственным управлением из Лондона в течение длительного времени. Правительство опирающееся на британское большинство в законодательном органе колонии и действующее в союзе с умеренными бурами, представлялось достаточной гарантией незыблемости позиций английского империализма в Трансваале. Действительность опровергла эти планы. Несмотря на все усилия английской колониальной администрации, всего через 5 лет после окончания войны политическая власть вновь перешла к бурам и верховный комиссар Селборн поручил формирование правительства лидеру «Хет Фолк» Луису Боте. В декабре 1908 г. У Черчилль в секретном письме к новому министру колоний Креве констатировал: «Мы уже не арбитры. Мы имеем большое влияние, но власть ушла».
Предоставление самоуправления Трансваалю и КОР устраняло конституционные различия в статусе колоний и позволяло перейти непосредственно к объединению Южной Африки. Кампания за скорейшее объединение всех колоний началась в 1906 г., а свои плоды принесла уже в мае 1908 г., когда было принято решение о созыве Национального конвента для выработки проекта конституции единого государства.
...

Важным пунктом на пути практической реализации планов объединения Южной Африки явилась межколониальная конференция, созванная в начале мая 1908 г. в Претории, с целью решения вопроса о новом таможенном союзе. Данные действия вытекали главным образом из внутренних обстоятельств экономического и социально-политического порядка. А так же из-за намеченных в Англии парламентских выборов 1910 г., поскольку авторитет либералов пошатнулся, то надо было поторопиться, чтобы провести закон о создании единого южноафриканского государства через палату общин в 1909 г., пока еще там либералы обладали большинством.

Вопрос о южно-африканском национальном союзе оказался единственным пунктом повестки дня конференции, по которому были приняты согласованные решения. А именно: самоуправляющиеся колонии в Южной Африке должны объединиться в какой-то форме «тесного союза» и что для выработки проекта конституции нового государства надлежит собрать Национальный конвент, который состоял бы из делегатов, назначенными колониальными парламентами. Резолюции конференции были переданы на рассмотрение законодательных органов колоний. В течение июля парламенты Капской колонии, Трансвааля, КОР и Натала обсудили и одобрили предложения о создании «тесного союза» и избрали делегатов в Национальный конвент, одновременно ряд будущих его участников, в частности Сметс, начали работать над проектом конституции, а Мэрримэн взялся за организационную подготовку. Обсуждение резолюций в колониальных парламентах позволило выявить примерную расстановку сил среди белых южноафриканцев по вопросу об объединении и о форме будущего государства.

Национальный конвент открылся утром 12 октября 1908 г. в Дурбане. Его заседания продолжались до конца месяца, были прерваны на несколько дней, а затем возобновлены в Кейптауне. Первая сессия закончилась принятием проекта конституции, который был передан на рассмотрение колониальных парламентов. В мае 1909 г. делегаты конвента собрались на вторую сессию в Блюмфонтейне, где был утвержден новый проект, учитывавший поправки, предложенные отдельными колониями. Этот вариант был, затем утвержден во всех колониях, и, наконец, представлен британскому парламенту. Следует отметить, что делегаты конвента представляли лишь «белую Африку». Судьба неевропейского большинства страны решалась без участия их представителей. В конвенте были представлены различные группы южноафриканской буржуазии, каждая из которых преследовала свои цели, а их столкновения неизбежно вели к разногласиям. В ходе дебатов по вопросу об избирательных округах выявился конфликт между сельской и городской буржуазией, вызванный по преимуществу тем, что первая была африканерской, а вторая - англоязычной.

Одной из главных проблем был вопрос о форме государственного устройства. До созыва конвента многие считали, что единое государство должно быть федерацией либо канадского типа, либо австралийского. Однако, когда этот вопрос встал на повестку дня конвента, большинство его делегатов отдали предпочтение унитарному государству в форме союза. В вопросе об избирательных правах для небелых большинство делегатов первоначально склонялось в пользу решения применимого ко всему Союзу. Но дискуссия показала, что выработать единое решение очень трудно. В этой ситуации общую поддержку получила компромиссное предложение Мэрримэна о сохранении существующих избирательных систем в колониях. Было так же решено, что четверо из восьми назначаемых сенаторов Союзного парламента должны представлять интересы «цветных» рас. Договоренность о равенстве языков была достигнута довольно быстро. В течение полутора месяцев делегаты конвента не могли решить вопрос о столице ЮАС, который, однако, решили в характерном для конвента компромиссном варианте: правительство и его аппарат должны находиться в Претории, парламент - в Кейптауне, Верховный суд - в Блумфонтейне.

Дебаты в парламентах четырех колоний и отклики англоязычной и африканерскй прессы на проект конституции позволяют предполагать, что белое население Южной Африки в целом положительно оценило итоги работы Национального конвента. А вот в силах «небелой» Южной Африки произошла консолидация политических партий и течений, в связи с проектом конституции. В Англии же первоначально было настороженное отношение к известиям о возникновении движения за скорейшее объединение колоний. Трансформация взглядов произошла в связи с деятельностью бурских лидеров Боты и Сметса., которые своими заявлениями и личными контактами произвели благоприятное впечатление. Была и внешнеполитическая причина. Угроза германского вторжения на территорию английских владений в Южной Африке и антибританского восстания буров диктовала необходимость дальнейших уступок во имя окончательного и быстрого умиротворения «белой» Южной Африки. И в третьем чтении Парламента 19 августа билль о создании Южно-Африканского Союза был одобрен без раздельного голосования. Спустя девять месяцев - 31 мая 1910 г. - было официально провозглашено создание нового государства - Южно-Африканского Союза. В мае 1910 г. было сформировано первое правительство Союза. Решая вопрос о назначении премьер-министра, английский верховный комиссар должен был выбирать между Мэрримэном и Ботой. Он предпочел второго, бурского генерала и поддержал предложение Боты о создании однопартийного (пробурского) правительства.
Таким образом, англо-бурская война, как противостояние двух народов, ведомая с одной стороны англичанами за приобретение новых территорий (колоний) и отстаиванием независимости своих государств бурами с другой, в итоге привело к созданию Союза бурских республик, о котором те давно мечтали. И англичане в силу многих обстоятельств не смогли теперь уже помешать им.." ( отсюда )

Буры таким образом от своего поражения в той войне скорее выиграли: вместо двух переселенческих степных "колхозов" вглуби континента они получили  обширное государство, омываемое водами двух океанов с огромными перспективами развития. Оставалось отжать власть в нем у англичан.

Что и было проделано в середине ХХ века правительствами представлявшей интересы преимущественно буров (они же африканеры) Национальной партии во главе с бурскими националистами Д. Маланом, затем Й. Стрейдомом и наконец Хендриком Фервурдом (голландским уроженцем). Кроме широко известной политики апартеида этими правительствами проводилась политика ограничения притока иммиграции из Британии и поощрения таковой из "культурно близких" Голландии и Германии. Кроме того, тогда был понижен возрастной избирательный ценз, в результате чего вырос процент избирателей-буров, чьи семьи были традиционно более многодетными, чем у буржуа-англофонов.

Флаг Национальной партии: на оранжевом ""голландском" фоне пороховница для кремневого мушкета - необходимый атрибут бура-переселенца
Эти меры привели к тому, что на проведенном 5 октября 1960 года референдуме о независимости Южной Африки с небольшим перевесом голосов (850 тысяч против 776 тысяч) победили сторонники таковой. И хотя даже у бурской общественности энтузиазм разрыва с Британией был умеренным (одна бурская газета написала, что правительство явно не отличает свободу от одиночества) 31 мая 1961 года была провозглашена Южно-Африканская Республика.
Которой таким образом сегодня 55 лет. С чем ее и поздравляем.



Флаги ЮАС/ЮАР: 1912-1928, 1928-1994 и современный
Ну и песня - популярная в 80-90-е гг. песня Эдди Гранта "Gimme Hope Jo'anna" ("Джоанной" в тамошнем просторечии называют крупнейший южноафриканский город Йоханнесбург).
Ну и до кучи старенький пост о немецком фильме "Дядюшка Крюгер" , об одном из отцов-основателей южноафриканского бурского общества и его борьбе с британским империализмом.

история Британии, история

Previous post Next post
Up