ВМФ за последние 20 лет потерял больше кораблей, чем во Вторую мировую войну.

Sep 22, 2011 20:56


ВМФ России из-за массового списания надводных
кораблей и подводных лодок на металлолом в 90-е годы потерял больше
кораблей, чем во Вторую мировую войну. Почему это происходило и в каком
состоянии флот находится сейчас?
Не первоапрельская шутка
Агентство
Интерфакс со ссылкой на источник в штабе Черноморского флота 1 апреля
сообщило, что большой противолодочный корабль "Очаков" и дизельная
подводная лодка Б-380 "Святой князь Георгий" готовятся к списанию,
списание в перспективе также запланировано для БПК "Керчь",
госпитального судна "Енисей", морского транспорта "Тургай", кабельного
судна "Сетунь" и морского транспорта вооружения "Генерал Рябиков". По
словам источника, корабли стары и морально устарели, а ремонтировать их
не на что и некому: в 2010 году финансирование военного судоремонта
Черноморского флота сокращено на треть и судоремонтные предприятия флота
почти не загружены. С февраля текущего года персонал 13-го, 91-го
судоремонтных заводов и предприятия по ремонту вооружений ЧФ сокращается
почти вдвое. Поступление новых кораблей на ЧФ в 2010 году не
планируется. После списания "Очакова" и "Керчи" на этом флоте останется
только один корабль первого ранга - флагман, крейсер "Москва". Служит на
ЧФ и другая "единственная" - его единственная боеспособная подводная
лодка "Алроса".



«Подводная лодка проекта 877-В Б-871 «Алроса» в Южной бухте Севастополя.»

Приватизация флота
По
данным из открытых источников, за период перестройки только с 1991 по
1997 годы списаны и проданы на металлолом 629 боевых кораблей
российского флота. Для сравнения: за период Второй мировой войны
Советский Союз потерял 365 кораблей и подводных лодок. В стране шла
повальная приватизация, армия и флот недополучали денег из госбюжета и
фактически были предоставлены сами себе. В условиях новой российской
демократии, которую многие трактовали как безнаказанность и
вседозволенность, флотское командование использовало разные возможности
для заработка. Само списание кораблей проводилось с грубыми нарушениями
регламента.



Авианосец "Минск", списанный в 1993 году, продан Китаю и переделан в парк развлечений.
travel.webshots.com

Во-первых,
вывод корабля из состава ВМФ зачастую был необоснованным. Ярчайшие
примеры - авианосцы "Минск" (срок службы - 15 лет, переоборудован в парк
развлечений "Мир Минска" в городе Шэньчжэнь, КНР) и "Новороссийск"
(срок службы - 11 лет). Списывались раньше разумных сроков и корабли с
меньшим водоизмещением: например, БПК проекта 1134б "Ташкент", БПК
проекта 1155 "Адмирал Захаров".Особенно сильно пострадал некогда
грозный Тихоокеанский флот: за годы негласной кампании по списанию судов
на металлолом ТОФ сократился на 136 кораблей, которые могли еще долго
находиться в составе. Численность расформированных экипажей составила
15207 человек, из них 2266 офицеров.

Во-вторых, по сведениям
некоторых военно-морских экспертов, в ряде случаев продажа единиц
техники на металлолом велась по ценам ниже рыночных. К тому же
фактическая сторона дела нередко расходилась с документацией. Порой
доходило до смешного: по документам на один корабль продавались сразу
несколько судов. Так, в 1994 году под видом МРЗК пр. 861 "Ильмень"
продано девять десантных кораблей (БДК пр.1171 - 3, БДК пр.775 - 5, МДК
пр.771 - 1), четыре сторожевых корабля (СКР пр.1135 - 1, СКР пр.159 -
3), три малых противолодочных корабля (МПК пр.1124 - 2, МПК пр.204 - 1),
три морских тральщика (МТ пр.254 - 2, МТ пр.266 - 1), один МРК пр.1234,
шесть подводных лодок: (ПЛ пр.641 - 3, пр.690 - 1, пр.629а - 1, пр.651 -
1), две плавбазы ПЛ (ПБ пр.1886) и два корабля специального назначения
(ОИС пр.861). Общий тоннаж этой флотилии составил более 55 тысяч тонн.



Авианосец "Новороссийск" списан в 1993 году, не отслужив положенного срока.
paralay.com

Мало
того, что флот лишался боевых кораблей - страна лишалась денег. По
некоторым оценкам, с каждого крупного корабля Вооруженные силы теряли до
нескольких сотен тысяч, а в ряде случаев и миллионов долларов.

В-третьих,
ряд контрактов с покупателями военных судов "якобы на слом" включали в
себя пункт, согласно которому в течение месяца после заключения сделки
продавец был обязан раскрыть некоторые технические подробности проданных
судов. Такие плавсредства продавались не "на иголки". Пример - морской
сухогрузный транспорт "Аргут". Источник ЦВМП сообщил, что судно выведено
из состава ТОФ в 1996 году (возраст - 6 лет) и продано по цене
металлолома, но в 2005 году оно выполняло коммерческие рейсы под
названием Afiya. Известен и порт приписки: Валлетта, Мальта, и
собственник: AFIYA SHIPPING CO. LTD.

В 90-е годы военно-морскому
флоты России (некогда второму по мощи и численности после ВМС США) был
нанесен серьезный, практически непоправимый урон. По словам адмирала
Валентина Селиванова, который в 90-е годы был начальником Главного штаба
ВМФ, за этот период Россия потеряла до 85% надводных кораблей,
подводных лодок и боевых самолетов.

Авангардное решение
В 1998
году ввиду экономических проблем, в очередной раз выпавших на долю
нашей страны, карельский судостроительный завод "Авангард" был брошен на
произвол судьбы. Вместе с предприятием в подвешенном состоянии
оказались четыре недавно заложенных там минных тральщика проекта 12650.
Строительство, естественно, финансировалось из госбюджета, но денег на
завершение работ в казне не было.

По всем четырем кораблям было
принято нестандартное решение. Один корабль, имеющий степень готовности
20%, утилизирован. Два корабля (степень готовности 40% и 60%) переданы
коллективу завода вместо оплаты за выполненный объем работ. Корпуса этих
кораблей так и остались стоять на территории "Авангарда". Судьба
четвертого корабля, достроенного на 95%, определена не была - с ним
решили подождать.

Чтобы не дать кораблю умереть на стапелях,
руководство завода подало иск в арбитражный суд Петрозаводска "о
признании военного корабля бесхозяйной вещью" с тем, чтобы его можно
было беспрепятственно достроить и реализовать самим. Однако дать ход
этому делу (по данным на 2009 год) не удалось.

Прощание с "Горшковым"



Авианосец "Адмирал Горшков" сейчас проходит модернизацию, чтобы поступить на службу ВМС Индии.
militaryparitet.com

Страна
теряет десятки малых кораблей, СМИ пишут о потере "Адмирала Горшкова".
Строительство тяжелого авианесущего ракетного крейсера (Силовая установка не атомная) началось в декабре
1978 года на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. В марте
1982 года авианосец спустили на воду, а в декабре 1987 года он вошел в
боевой состав Военно-морского флота СССР. Предполагалось, что на
авианосце будут базироваться самолеты вертикального взлета (СВВП). Но во
время летно-технических испытаний СВВП Як-141 одна из новых машин
потерпела аварию, и, хотя летчик-испытатель благополучно
катапультировался, тему вертикального взлета в России закрыли. "Адмирал
Горшков" остался не у дел.

В феврале 1992 года крейсер поставили к
причалу судоремонтного завода "Севморпуть" в Мурманске для ремонта. В
1996 году стало ясно: отремонтирован ТАКР не будет. От судьбы других
кораблей, списанных на металлолом, "Адмирала Горшкова" уберегла Индия. В
отличие от России, эта страна нуждается в авианосце. Переговоры о
покупке нашего корабля индийскими ВМС шли долго. В марте 2010 года
премьер-министр Индии Манмохан Сингх и Владимир Путин разобрались
наконец с доставившим массу хлопот контрактом 2004 года о поставке в
Индию переоборудованного российского авианосца "Адмирал Горшков". В этом
вопросе между Нью-Дели и Москвой существовали разногласия, потому что
цена за переоборудование корабля подскочила с первоначального 1
миллиарда долларов до 2 с лишним миллиардов. Но Индии важно получить
корабль до того, как свой первый авианосец спустит на воду Китай.
Поэтому Нью-Дели согласился заплатить Москве те 2,34 миллиарда долларов,
которые он, согласно российским заявлениям, был ей должен. В итоге
"Адмирал Горшков" в скором времени получит новое имя Vikramaditya и
станет бороздить океан под индийским флагом.

Западные ценности



Авианосец ВМС США Lexington пробыл в строю 40 лет и сегодня является музеем.
ssmrocks.com

Принципиально
иной подход к судьбе военных кораблей у США. Так, удачная конструкция
авианосцев класса Essex позволила в послевоенные годы провести
модернизацию, благодаря которой многие из них прослужили по 40 лет,
причем последний - Lexington - выведен из боевого состава флота США
только в 1991 году (всего за два года до списания нашего
"Новороссийска", построенного в 1982 году). К тому же это единственные в
мире тяжелые авианосцы периода Второй мировой, которые по сей день
сохраняются в качестве музеев и мемориалов.

23 января 2010 года
Военно-морские силы США списали атомную субмарину Los Angeles, принятую
на вооружение в 1976 году. Изначально планировалось, что Los Angeles
прослужит в составе ВМС 30 лет. Но в начале 2000-х годов было принято
решение о продлении срока эксплуатации лодок класса. На всех субмаринах
класса Los Angeles - самом массовом проекте АПЛ в мире - назначены
работы по ремонту и модернизации. Об этом стало известно в середине
ноября 2009 года, когда американская корпорация Northrop Grumman
получила от ВМС США 635 миллионов долларов на техническое обслуживание
АПЛ класса Los Angeles и Sea Wolf.

В море почти не осталось "Акул"
С
нашими же подводными лодками дела обстоят хуже. В сентябре прошлого
года Росатом объявил о разработке программы утилизации АПЛ на период до
2015 года. Эта программа предусматривает утилизацию 191 из 198 АПЛ,
выведенных из состава ВМФ, а также завершение вывоза ядерных отходов с
береговых баз и утилизацию законсервированных АПЛ и судов атомного
технологического обслуживания. Сейчас в России действует программа по
утилизации АПЛ "Глобальное партнерство". Она должна завершиться в 2012
году. В рамках этой программы два российских предприятия -
дальневосточная "Звезда" и северодвинская "Звездочка" - проводят
утилизацию списанных АПЛ на средства, предоставленные США, Канадой,
Японией и странами Западной Европы.

Кроме того, недавно завод
"Звезда" завершил реализацию российско-японской программы утилизации
пяти атомных подводных лодок, выведенных из состава Тихоокеанского флота
России. Разрезаны АПЛ класса "Виктор-3", договор о демонтаже которых
подписали правительства России и Японии в ноябре 2005 года.
Финансированием работ занималась японская сторона, заинтересованная в
ядерной безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона (а заодно и в
скорейшем уничтожении наших подлодок). Остается вопрос, почему эта
программа по утилизации былой военной мощи нашей страны называлась
"Звезда надежды"?



Атомная подводная лодка пр.941 "Акула" - самая большая военная субмарина в мире.
gamer.lipetsk.ru

Нельзя
не вспомнить и о стратегических подводных лодках проекта 941 "Акула".
Часть из них была списана в 1995 году после расформирования 18-й
дивизии, которая базировалась в Гремихе. Тогда некогда мощная
военно-морская база, куда была приписана 11-я флотилия подводных лодок,
превратилась в "базу отстоя" (ее так и называли официально), где
оказались брошены 40 списанных лодок. На них несли службу технические
экипажи по 10 человек, которые следили за тем, чтобы лодки не утонули у
пирса. Средств на конвертацию АПЛ не было. Кстати, подлодка К-159,
затонувшая по дороге на завод для утилизации, была именно с этой базы. В
конце концов, работы по переработке "Акул" тоже пришлось провести
частично на деньги иностранных предпринимателей. Утилизация АПЛ - дело
дорогое (в зависимости от класса лодки цена составляет от 7 до 15
миллионов долларов). В рамках демонтажа АПЛ производится выгрузка
ядерного топлива, вырезка реакторного отсека и двух смежных отсеков,
которые впоследствии герметизируются (срок хранения реакторного блока -
около 90 лет). Концевые отсеки подлодки распиливаются и отправляются на
переплавку.

Учитывая, что "Акулы" были самыми большими подлодками
в мире, их утилизация стоила огромных денег. А ведь в 70-х годах
тяжелые атомные подводные крейсеры проекта 941 "Акула" разрабатывались
как ответ американским подлодкам класса Trident. Однако в сравнении с
конкурентами они оказались намного больше. Лодка Trident имеет
водоизмещение 18700 тонн, "Акула" - 49800 тонн. Это больше, чем
водоизмещение авианосца "Адмирал Горшков"! Вооружение "Акулы" составляет
ракетный комплекс Р-19 из 20 твердотопливных, трехступенчатых
межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными
частями. Впечатляют и ТТХ лодки: длина - 172 м, ширина - 23 м,
предельная глубина погружения - 500 м, автономность плавания - 120
суток, экипаж - 179 человек. С 1976 по 1989 год было построено шесть
таких подлодок - TK-208 ("Дмитрий Донской"), TK-202, TK-12 ("Симбирск"),
TK-13, TK-17 ("Архангельск") и TK-20 ("Северсталь"). Седьмую (TK-210)
разобрали еще на стапеле.

В 2009 году атомоход ТК-13 (заводской
номер - 724) стал третьей "Акулой", утилизированной на верфях
Северодвинска. Ранее разделаны подводные крейсеры под номерами 712 и
713. На плаву остались три субмарины класса: "Архангельск",
"Северсталь", а также атомоход "Дмитрий Донской", прошедший на "Севмаше"
глубокую модернизацию под испытание новейшего ракетного комплекса
морского базирования "Булава".

Перспективы ВМФ
Сегодня темпы
списания и продажи военных кораблей на металлолом в России заметно
снизились. Просто потому, что списывать остается все меньше и меньше.



Эсминец "Безупречный" проекта 956. Обслуживание таких кораблей - трудная задача для флота.
dic.academic.ru

Например,
на Северном флоте, по сведениям источника ЦВМП, из всего корабельного
состава лишь несколько единиц находятся под вопросом. Списан из-за
недофинансирования БДК "Митрофан Москаленко" проекта 1174, который
сейчас стоит в Североморске и постепенно приходит в негодность. В 2009
году он был выставлен на аукцион по продаже имущества на металлолом,
сейчас - законсервирован в ожидании утилизации. Та же судьба ожидает
эсминец "Расторопный" проекта 956, который с 1994 года находится на
среднем ремонте в Петербурге - сегодня работы на нем не ведутся. Корабль
законсервирован и, по предварительным данным, в этом году будет
исключен из состава ВМФ, а его запчасти пойдут на запас для однотипных
кораблей Балтийского флота. После снятия ценных деталей "Расторопный"
будет утилизирован…

"На флотах осталось по 30-35 кораблей,
катеров и подводных лодок", - заявил в декабре прошлого года адмирал
Валентин Селиванов. - "Подумайте только: 251 атомную подводную лодку
построил Советский Союз. В год сдавали флоту по 10-11 субмарин. Сейчас
же на Северном и Тихоокеанском флотах - единицы атомных подводных лодок,
а дизельных на Северном флоте в постоянной готовности только две, на
Балтике и Черноморском флоте - по одной".

Светит ли для ВМФ
России звезда надежды? По мнению военного обозревателя Артема Титаренко,
новое командование все делает правильно. Например, корабли, которые
очень трудно обслуживать, а именно эсминцы проекта 956 типа
"Современный" (у них проблема в котлах), постепенно списываются. А
положительно зарекомендовавшие себя крейсера типа "Киров" и "Петр
Великий" идут на модернизацию. "Сейчас строят новое, поэтому в любом
случае эпоха кораблей, построенные при советской власти, постепенно
заканчивается, и тут совсем не нужно слез", - считает Артем Титаренко.

автор статьи Юрий Дегтярный

флот, разоружение, утилизация, обороноспособность, война, Россия

Previous post Next post
Up