Майкл Кенна

Jan 26, 2010 11:13



Майкл Кенна считается одним из самых влиятельных пейзажных фотографов своего поколения. На его счету более двадцати книг и сотни выставок по всему миру. Он гуру пейзажа. Работы Майкла Кенны представлены в семидесяти музейных собраниях, его творчеству посвящено более тридцати книг. Работая на рассвете или в ночное время, Кенна удается запечатлеть невероятные по красоте атмосферные явления. Кенна снимает французские провинции и японские сады, американские атомные станции и петербургскую скульптуру. Один из главных принципов Кенны - находить с миром общий язык. Нельзя смутить, потревожить или разозлить мир. Свое творчество он называет фотоанализом.

Сын английского рабочего, не имея больших перспектив в будущем, Майкл Кенна хотел посвятить жизнь служению Богу. Он хорошо рисовал, но считал это лишь увлечением. Тем не менее Кенна не стал священником, а пошел по художественной линии - постепенно от живописи к фотографии. Он поступил в Лондонский колледж печатного дела, служил ассистентом рекламного фотографа, работал репортером. В 1976 году Кенна впервые попал в США, куда вскоре переехал. Подающего большие надежды фотографа заметила признанная королева фотопечати Рут Бернхард и пригласила в свою мастерскую. Рут посвятила Кенну в секреты проявки и печати фотографии, научила, тому, что негатив - это широкое поле для последующей творческой работы, "необработанная почва, требующая смелого плуга талантливого земледельца".

Кенна говорит со зрителем на своем, особом, языке. Художник как будто приглашает зрителя к интимному, личному разговору. Каждый снимок из-за камерного размера 30 х 30 см может рассматривать только один человек и на расстоянии не более 30 см. Являя и открывая самого себя в своих работах Кенна и от зрителя требует максимальной откровенности, намеренно подводит его поближе. Черно-белые, утрированно-контрастные фотографии мгновенно притягивают, завораживают своей таинственностью. Глаз отчаянно цепляется за ускользающую реальность, но тщетно - это где-то в другом измерении. Снимки Кенны настолько же вечны, насколько современны, их легко можно принять и за древнюю живопись и за 3D картинки. Это виртуозный синтез вечного и мгновенного. "Кенна - не фотограф-пейзажист в классическом понимании. Ему важно услышать мнение природы о действиях людей". Кенна снимает в сумерках или ночью с длинной выдержкой, как будто резервирует время на размышление и беседу с "моделью", потом много работает над негативом. Труд над некоторыми проектами занимает годы.

Стиль, которому Кенна не изменял на протяжении многих лет (даже в рекламе), можно назвать философско-метафизической фотографией; время и память - основные его категории. Каспар Давид Фридрих от фотографии, Кенна говорит: "Память, время, как метафизическая субстанция, терпение, перемены - это ключевые темы моего фотоанализа длинною в жизнь".

Изданная в 1994 году книга "Michael Kenna. A Twenty Years Retrospective" на тот момент давала очень хорошее представление об авторе. Сегодня ретроспективу эту следовало бы вспомнить. Во-первых, потому что с тех пор прошло шестнадцать лет - а время проверяет. И во-вторых, потому что этим-то она служит хорошим связующим звеном в разговоре обо всем творчестве Майкла Кенны - о том, что было до и после.

А до и после, включая появление книги Japan, было достаточно, чтобы говорить об этом пятидесятисемилетнем фотографе как, несомненно, одном из запоминающихся художников последних тридцати лет. "Существует два типа фотографии. Из них первый создает звук, второй этого звука лишен. Очевидно, что фотография Майкла Кенны относится ко второй категории. Его изображения приглашают нас войти в тихий мир, в котором зритель избавляется от шумов - последовательно, один за другим, всех, коими так загружен наш мир".



Столбы от старой пристани в Сассексе (1990) - черные вертикали, скрепляющие собой рассеченные линией горизонта серые плоскости неба и моря



Белые квадраты окон в Киото (1987).



Необычные индустриальные пейзажи, трубы ТЭЦ в Ратклифе из серии фотографий середины восьмидесятых и в отдельности - работа 1985 года



Полукруг пристани с гладью моря в Шаталльон Пляж во Франции 2000-го года (морские пейзажи Майкла Кенны - тема отдельного повествования).



Шахматная доска, Вимара, Франция, 2000

И всегда - объекты, подразумевающие присутствие человека. Действие, должное произойти или уже произошедшее. Изображение предполагаемого. "Фотографии могут рассматриваться как приглашение вам воспользоваться собственным воображением, основываясь на своих же переживаниях. Все мы смотрим на фотографию по-разному, как по-разному смотрим и на мир. Я предпочитаю предположения точным описаниям, хайку - прозе".




И вот - Япония. Как квинтэссенция подобного отношения к изображению. Атмосфера ощущений, данностью своей не очевидная.







Видео интервью Майклом Кенна о съемках в Японии и в частности на Хоккайдо.

Официальный сайт: Michael Kenna

(текст: статья /с исправлениями/ Дмитрия Кияна МАЙКЛ КЕННА - Портфолио)
(текст: статья /с исправлениями/ МАЙКЛ КЕННА - Избранное)
(фото: официальный сайт: МАЙКЛ КЕННА)

мастера_фотографии, мне_нравится_чужие_фотографии

Previous post Next post
Up