Хинцерт: фашизм обыкновенный

May 03, 2013 10:00




Когда вспоминают о нацистских концлагерях, прежде всего, возникает образ Освенцима или Дахау. Но были и другие, чьи названия не на слуху, скромные, расположенные в стороне от нахоженных маршрутов. Они не могут впечатлить публику цифрами жертв с многими нулями и оттого не превратились в туристические аттракционы. Но именно они позволяют резче и объёмнее осознать объективную картину того, что происходило в Германии в годы войны.

Одно из таких мест называется Хинцерт.




В глухом лесном углу Рейнланд-Пфальца недалеко от французской границы затерялась деревушка Хинцерт. В 1938 году рядом с ней было наспех сколочено несколько бараков для строителей Западного вала - колоссальной системы приграничных оборонительных укреплений. Впрочем, свободные рабочие прожили здесь недолго. Уже осенью 1939 года Хинцерт был расширен, обнесён колючей проволокой и стал именоваться лагерем трудового воспитания. Его по-прежнему заполняли немцы, которые всё так же рыли противотанковые рвы и заливали бетоном бункеры, но уже не по своей воле. Бесплатная рабочая сила лучше дешёвой, и с началом войны сограждан, не проявлявших должного энтузиазма по поводу предстоящей бойни, нацисты начали массово сгонять на принудительные работы, тактично именуемые "дисциплинарной терапией".




Ещё через год контингент лагеря вновь изменился. В Хинцерт стали отправлять люксембуржев, французов, бельгийцев и голландцев. Многие из них дальше попадали транзитом в Бухенвальд или Дахау. Всего за пять лет через лагерь прошло 13600 человек, одновременно в нём находилось от 1200 до 1500 заключенных.




7 декабря 1941 года Гитлер утвердил директиву Nacht und Nebel - "Ночь и туман", которая разрешала аресты без суда неблагонадёжных элементов из оккупированных стран. В соответствии с ней в Германию было депортировано около семи тысяч общественных и политических активистов, заподозренных даже не в участии, а в сочувствии к Сопротивлению. Значительное число них прошло через Хинцерт.



Надпись на мемориальной доске французам, погибшим в Хинцерте гласит "Нет ненависти, но и нет забвенья".

Среди известных заключённых лагеря были лидер немецких социал-демократов Георг Бух, будущий премьер Люксембурга Пьер Фриден, философ и филолог Леон Боллендорф, учёные, политики, журналисты, художники. Содержались здесь и другие категории преступников с точки зрения режима - например, пленные солдаты французского Иностранного легиона, имевшие германское гражданство. Или рабочие-гастарбайтеры из Восточной Европы, которых уличали в романах с немками.




В Хинцерте не было газовых камер и крематориев. Но 320 человек осталось здесь навсегда.




Наступающие американцы заняли лагерь в марте 45-го. В этот момент в нем было лишь несколько десятков заключённых. Остальных незадолго до этого угнали в Бухенвальд. Все бараки Хинцерта были снесены сразу же после войны, на этом месте осталась только памятная часовня.




Позже рядом появился небольшой мемориал. Автором памятника стал архитектор Люсьен Верколье - один из заключенных Хинцерта.




Наконец, в 2005 году был открыт центр документов Хинцерта - музей и архив.







Панорамное окно в зале музея при взгляде под определённым углом создаёт эффект дополненной реальности - вместо идиллического пейзажа посетители видят лагерные бараки и сторожевые вышки.




На стенах фото, рассказы выживших




Роба заключённого




Хотя Хинцерт считался лагерем пересыльным, сборным пунктом, его основным предназначением было снабжать рабочей силой всю округу. Зэки строили железные дороги, валили лес, чистили канализацию в Трире и ремонтировали мостовые в Майнце.




Распорядок дня в лагере был следующим. Подъем в пять утра летом и в шесть - зимой. Затем зарядка, завтрак (хлеб, маргарин, джем и ячменный кофе), распределение по рабочим командам. В 12 часов обед (суп), потом работа до шести, в 19 ужин - опять суп или просто чай, в 21 - отбой.




Фото погибших в лагере




А по соседству - снимки тех, кто их охранял




Желающие могут ознакомиться с биографической справкой на каждого, кто стоит на этой фотокарточке. Маляр, стекольщик, булочник, садовник... простые люди, возможно, довольно приятные в общении. Некоторые живы до сих пор.




Можно почитать сентиментальные письма, которые охранники писали домой, вкладывая фото окрестных достопримечательностей.




А потом выйти из музея и снова увидеть ряды крестов. Чтобы самому сделать вывод.




На этом кладбище лежат и русские солдаты. В 45-м при помощи местных жителей в лесах недалеко от Хинцерта было найдено несколько массовых захоронений. Одно из них - наших военнопленных. Осенью 1941 года в Хинцерт было переведено из лагеря Баумхолдер 70 красноармейцев с формулировкой "entlassen" - отпущены. Но джема и кофе им было не положено. По приезду в лагерь пленным предписали пройти медосмотр, во время которого добрый доктор по фамилии Вольтер вколол каждому цианид. Трупы были вывезены в лес и там закопаны.




По наводке s41po45, модератора волонтёрского проекта "Русские и советские мемориалы за границей" я попробовал найти это место. Зимой попытка была неудачной, но позавчера со второго раза мне всё-таки удалось найти правильную дорогу.




Мемориальный камень на лесовозной грунтовке.







От него по тропинке нужно пройти в чащу метров двести.




Чтобы открылась неприметная поляна.




С крестом




и ямами на том месте, где нашли солдат










Ненависти нет. Но и забвения тоже.

Ещё на эту тему. Кладбище советских военнопленных в Трире.

#Германия, война, фото, тхе бест

Previous post Next post
Up