Велосипед в городе - штука удобная, вне всяких сомнений. Вышел из дома утром и поехал по своим делам. В час пик по центру получается перемещаться намного быстрее, чем на машине.
Одна беда - если живешь на другом конце мегаполиса или в пригороде и до места назначения пилить километров пятнадцать-двадцать, все преимущества сходят на нет. Время от времени прокатиться на работу можно, но каждый день - вряд ли.
Конечно, можно брать с собой велосипед в электричку или крепить на багажнике, но это паллиатив.
Решение проблемы - общественные сети проката велосипедов. Сегодня они как грибы растут в десятках крупных и не очень европейских городов. Что представляет из себя такая сеть, я сейчас расскажу на примере Люксембурга.
Люксембург - не самый большой город. Формально его население даже не дотягивает до ста тысяч человек. Но каждое утро оно вырастает в несколько раз - из Франции, Бельгии и Германии сюда стекается офисный планктон - чиновники контор Евросоюза, менеджеры банков и компаний, окопавшихся в самом респектабельном из европейских оффшоров.
Чтобы город окончательно не стал в пробках, пять лет назад в Люксембурге создали муниципальную сеть проката велосипедов vel'oh.
Сегодня это 72 полностью автоматические станции по всему городу.
Расстояние между станциями 300-400 метров.
На каждой 10-30 велосипедов, воспользоваться которыми может любой человек, имеющий абонемент.
Правила пользования просты - вводишь в терминал номер свободного велосипеда, он разблокируется и можно ехать.
Абонемент приобретается на год и стоит 15 евро. Кроме того, можно купить недельную карту - она стоит всего евро. Сделать это можно на месте, всё что нужно, - это действующая кредитка.
Первые полчаса проката не стоят ничего, дальше оплачиваешь евро в час, но не больше пятёрки в день. При сильном желании сэкономить можно пересаживаться на станциях, обновляя бесплатное время.
Плюсы системы проката - полная мобильность, которой не добиться даже на своем велосипеде. Прокатный можно взять в любую минуту, а сдав - забыть о его существовании. Это особенно удобно для туристов - можно доехать до очередной достопримечательности на велосипеде, оставить его, пройтись пешком, взять на новой станции другой и двинуться дальше. Если, конечно, не разберут все - такое тоже случается
В таких случаях нужно обращать внимание на информационные стенды, сообщающие о наличии велосипедов на ближайших станциях. Ну или поставить на смартфон специальное приложение.
Сами велосипеды - типичные городские, довольно тяжелые и жестковатые. Надежность при выборе модели была явно в приоритете перед комфортом. Но для своей задачи они подходят идеально.
Передачи три. Больше и не надо.
Ну и немного про то, где и как в Люксембурге катаются. Большая часть велодорожек в центре - это реквизированная у автомобилистов часть дороги.
Иногда велодорожки отделены от полос для ОТ, но бывает, что и совмещены
На новых улицах велодорожки, разумеется строят отдельно.
Дорожная навигация
Постройте - и они приедут.