![](https://lh5.googleusercontent.com/-RW7mk6gzAvA/UTf2rWnkj9I/AAAAAAAALRQ/IfOgEhDWWhc/s800/IMG_2950.jpg)
Велосипед в городе - штука удобная, вне всяких сомнений. Вышел из дома утром и поехал по своим делам. В час пик по центру получается перемещаться намного быстрее, чем на машине.
Одна беда - если живешь на другом конце мегаполиса или в пригороде и до места назначения пилить километров пятнадцать-двадцать, все преимущества сходят на нет. Время от времени прокатиться на работу можно, но каждый день - вряд ли.
Конечно, можно брать с собой велосипед в электричку или крепить на багажнике, но это паллиатив.
Решение проблемы - общественные сети проката велосипедов. Сегодня они как грибы растут в десятках крупных и не очень европейских городов. Что представляет из себя такая сеть, я сейчас расскажу на примере Люксембурга.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-bfVi_w8TFU0/UTf3LgxNaAI/AAAAAAAALTw/_DKQcAY7BSg/s800/IMG_0059.jpg)
Люксембург - не самый большой город. Формально его население даже не дотягивает до ста тысяч человек. Но каждое утро оно вырастает в несколько раз - из Франции, Бельгии и Германии сюда стекается офисный планктон - чиновники контор Евросоюза, менеджеры банков и компаний, окопавшихся в самом респектабельном из европейских оффшоров.
![](https://lh6.googleusercontent.com/-eFdeUliES9o/UTf2S4V7zXI/AAAAAAAALMg/Im-xcvrJBRQ/s800/IMG_3045.jpg)
Чтобы город окончательно не стал в пробках, пять лет назад в Люксембурге создали муниципальную сеть проката велосипедов vel'oh.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-xHnyQ1UmMT8/UTf2ryRU_qI/AAAAAAAALRY/GE9sy5r2XrA/s800/IMG_2964.jpg)
Сегодня это 72 полностью автоматические станции по всему городу.
![](https://lh5.googleusercontent.com/-6ZDr1zAdnjU/UTf2wYuAaBI/AAAAAAAALSM/EbTU1atey3c/s800/IMG_3154.jpg)
Расстояние между станциями 300-400 метров.
![](https://lh6.googleusercontent.com/-Tt1xSqWtJZw/UTf2k9YvoAI/AAAAAAAALP8/AWfxsULlmH4/s800/IMG_2677.jpg)
На каждой 10-30 велосипедов, воспользоваться которыми может любой человек, имеющий абонемент.
![](https://lh4.googleusercontent.com/-nCeAnijZCLk/UTf2zyhxKSI/AAAAAAAALS8/fvR6EJ7XUrY/s800/IMG_3241.jpg)
Правила пользования просты - вводишь в терминал номер свободного велосипеда, он разблокируется и можно ехать.
![](https://lh4.googleusercontent.com/-h7pQrkFnp7o/UTf2uSIDHRI/AAAAAAAALR0/Uk2hlGablBM/s800/IMG_3031.jpg)
Абонемент приобретается на год и стоит 15 евро. Кроме того, можно купить недельную карту - она стоит всего евро. Сделать это можно на месте, всё что нужно, - это действующая кредитка.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-_xiYgc4fqUY/UTf2jBJPQ0I/AAAAAAAALPk/iRbq_3urHoA/s800/IMG_2669.jpg)
Первые полчаса проката не стоят ничего, дальше оплачиваешь евро в час, но не больше пятёрки в день. При сильном желании сэкономить можно пересаживаться на станциях, обновляя бесплатное время.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-AaEaZ2sefww/UTf2nc4q-WI/AAAAAAAALQc/Fu2jM7TJIrI/s800/IMG_2737.jpg)
Плюсы системы проката - полная мобильность, которой не добиться даже на своем велосипеде. Прокатный можно взять в любую минуту, а сдав - забыть о его существовании. Это особенно удобно для туристов - можно доехать до очередной достопримечательности на велосипеде, оставить его, пройтись пешком, взять на новой станции другой и двинуться дальше. Если, конечно, не разберут все - такое тоже случается
![](https://lh3.googleusercontent.com/-huNW4-0lPT4/UTf231gEebI/AAAAAAAALTo/upPZYw1Vt9M/s800/IMG_3278.jpg)
В таких случаях нужно обращать внимание на информационные стенды, сообщающие о наличии велосипедов на ближайших станциях. Ну или поставить на смартфон специальное приложение.
![](https://lh6.googleusercontent.com/-J7kumgLb1rQ/UTf2oBTOS1I/AAAAAAAALQk/oifhamfAX7c/s800/IMG_2740.jpg)
Сами велосипеды - типичные городские, довольно тяжелые и жестковатые. Надежность при выборе модели была явно в приоритете перед комфортом. Но для своей задачи они подходят идеально.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-FvjQ6mCzn-8/UTf2h9RIpsI/AAAAAAAALPU/oZbSTI-e5Ow/s800/IMG_2664.jpg)
Передачи три. Больше и не надо.
![](https://lh5.googleusercontent.com/-u56NWw_pzxg/UTf21-DiDsI/AAAAAAAALTU/r_FGw3wfruY/s800/IMG_3272.jpg)
Ну и немного про то, где и как в Люксембурге катаются. Большая часть велодорожек в центре - это реквизированная у автомобилистов часть дороги.
![](https://lh5.googleusercontent.com/-J4M6VrINMPc/UTf2gkJrl4I/AAAAAAAALPE/btjwIqMVzB8/s800/IMG_0995.jpg)
Иногда велодорожки отделены от полос для ОТ, но бывает, что и совмещены
![](https://lh4.googleusercontent.com/-iuca8g181Kk/UTf2ll3CnII/AAAAAAAALQE/_CThRJpkOYA/s800/IMG_2728.jpg)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-0wlsQhJEuVQ/UTf2q-Lct9I/AAAAAAAALRI/DCMMrFwRSW8/s800/IMG_2937.jpg)
На новых улицах велодорожки, разумеется строят отдельно.
![](https://lh5.googleusercontent.com/-QN4pEvZWK6w/UTf3VPRR-nI/AAAAAAAALUA/j6ZbTvHWdc0/s800/IMG_3202.jpg)
Дорожная навигация
![](https://lh4.googleusercontent.com/-xr9jo7LZYsE/UTf2m-QBC3I/AAAAAAAALQY/gclfxeL1beI/s800/IMG_2735.jpg)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-KSKrYdt7xCw/UTf2kWDa7UI/AAAAAAAALP0/0OY6sxKmedE/s800/IMG_2674.jpg)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-PQzmoVLGwvE/UTf2xUNuolI/AAAAAAAALSY/za084m1gPug/s800/IMG_3199.jpg)
Постройте - и они приедут. ![](https://lh3.googleusercontent.com/-XubotgYmAcc/UTf2v5NAwhI/AAAAAAAALSE/OQjcFuwWxYQ/s800/IMG_3150.jpg)
![](https://lh6.googleusercontent.com/-APy0eW5M7-M/UTf20hH4kpI/AAAAAAAALTE/cM9LXNnq_iU/s800/IMG_3268.jpg)
![](https://lh5.googleusercontent.com/-nA_QZtS1xOo/UTf2w_cW36I/AAAAAAAALSc/GRlSOMcouog/s800/IMG_3186.jpg)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-ilbFlVlsJFI/UTf2yM-zNOI/AAAAAAAALSk/EG8D_INfl6w/s800/IMG_3210.jpg)