Друзья! Как давно я не была на концерте симфонической музыки! Как я, оказывается, соскучилась по этим незабываемым ощущениям от живой музыки! Идею сходить подал Михаил Малышев, руководитель ростовской школы блогеров.
Ну, ближе к делу! Концерт прошел на одном дыхании, несмотря на то, что в программе были два не самых легких произведения: Концерт для альта с оркестром (1985 год написания) А.Шнитке и Симфония №4 (1877 год написания) П.Чайковского, художественный руководитель и дирижер - заслуженный артист России Александр Поляничко. В "Концерте" на альте солировал Алексей Людевиг, ученик Юрия Башмета, лауреат международных конкурсов, исполнитель камерной музыки ("St. Peterburg Chamber Soloist"), преподаватель Санкт-Петербугской консерватории, выступает в качестве солиста во многих оркестра мира. Весь зал был настолько в восторге от блестяще сыгранных произведений, что аплодисментами не хотел отпускать музыкантов: рукоплескания звучали и звучали. У меня, если честно, даже руки устали хлопать. И тогда дирижер придумал, как нас "утихомирить" - был сыгран на бис финал Симфонии Чайковского!
Теперь обо всем по порядку. Признаться, фамилия "Шнитке" поначалу меня немного насторожила. Я не понимала подобную музыку (назову ее условно "музыка композиторов 20 века". Еще ее называют музыкой импрессионизма). Для нее характерны резкие переходы с пианиссимо на фортиссимо и обратно (композиторы до 20 века тоже это использовали, но все же не так часто и не в таком резком виде), большое количество диссонансов в звучании, повторение в течение длительного времени одной и той же музыкальной фразы, звучание некоторых инструментов как будто вне темпа и ритма произведения, мелодии как таковой практически нет и абсолютно невозможно разобрать размерность произведения, т.е. где сильная (или опорная) доля. И все абсолютно по-другому у композиторов до 20 века (к ним я условно отношу Чайковского): звучание мелодично, никаких тебе диссонансов, сразу же слышна опорная доля. В общем, эта музыка более привычна для моего слуха.
А теперь позволю себе маленькое отступление. Уже давно по каким-то неведомым (ранее) причинам меня привлекает кино в стиле арт-хаус. Причем я смотрела эти фильмы и в основном не понимала, что там вообще происходит. Хорошенькое дело! Смотришь себя фильм, а в конце даже не можешь рассказать сюжет и вообще, о чем он! И вот каждый раз приходилось читать комментарии, обзоры, расшифровки. Я думала: почему нельзя снять нормальное кино, как это делают другие режиссеры? Зачем показывать непонятную ересь? Или она только мне непонятна? Проходило время, и я опять садилась смотреть очередной фильм в надежде, что на этот раз я уж точно все пойму. Но, увы, результат был тем же: комментарии, обзоры, расшифровки... И так было до недавнего времени. Переломным моментом стало прочтение книги Дэвида Линча "Поймать большую рыбу". Именно благодаря ей я поняла, почему меня привлекал этот непонятный жанр и почему эти фильмы напичканы непонятными сюрриалистичными вещами. Все потому, что в фильмах арт-хауса (если это, конечно арт-хаус, а не какой-нибудь треш), всегда присутствует загадка, недосказанность, тайна. И тебя не покидает ощущение, что еще чуть-чуть, и все станет явным. Это и манит. А "непонятные вещи", т.е. образы, нужны потому, что через них можно сказать гораздо больше, чем показав конкретную картинку. И, что удивительно, один и тот же зритель в разные моменты времени одни и те же образы может по-разному трактовать в зависимости от своего внутреннего состояния. Поняв все это, я с удовольствием пересмотрела "Голову-ластик". И многое действительно стало понятнее! Для меня это большое достижение! Образ гораздо информативнее конкретной картинки. То, что пришлось бы режиссеру показывать в нескольких эпизодах из жизни главного героя лишь для раскрытия его психологического портрета, можно показать всего одним-двумя образами. Приведу пример, до которого (о, чудо!) я сама дошла. Возьмем образ Генри из "Головы-ластика". Как показать, что он "маленький" одинокий человек? Можно поместить его в разные жизненные ситуации и посмотреть, как он там себя проявит, чтобы потом стало ясно, почему он повел себя определенным образом в основной сюжетной линии. А можно - через образы. Линч сделал это через образ космоса и безжизненной планеты. Причем в конце фильма она разламывается, что символизирует крах жизни Генри.
На концерте для меня стало открытием, что точно с таким же пониманием надо подходить к прослушиванию музыки композиторов 20 века, в частности Шнитке! Это тот же арт-хаус, но только в музыке! Если в момент прослушивания начать мыслить образами, в голове выстраивается целый фильм! Причем главные герои, в отличие от кино, будут близки именно вам, потому что их придумали вы! И уже в резких перепадах громкости (которая раньше резала слух) слышится, что главного героя (в данном концерте его, безусловно, символизирует альт) одни любят и принимают, а другие ненавидят, в диссонансах - разность точек зрения у героя и общества на одну и ту же проблему, в повторении одной музыкальной фразы - навязчивые мысли или аффермации (в зависимости от настроения музыки), в невозможности определить размерность и сильную долю, - как и в современной жизни, - отсутствие плавного темпа: сегодня все хорошо, завтра плохо, и трудно найти свою опору, свое мировоззрение.
Хочется особо отметить один момент. Примерно в середине произведения некий ударный инструмент (не знаю названия) звучал ну совсем вне ритма и темпа. Я сначала подумала, что музыкант лажает. Но потом то же повторилось еще раз, и еще - всего фраза была сыграна раза 3-4. Нет, думаю, барабанщик Филармонии не может ошибаться несколько раз подряд. Значит, так задумано. И я это восприняла, что главный герой не вписывается в общий ритмо-поток жизни. Но позже прочла в программке, что Шнитке, посвятив данный концерт Юрию Башмету, зашифровал в нем его имя. И мне кажется, это именно и есть то место! Впрочем, одно другому не мешает.
Подводя итог, могу смело сказать, что подобная музыка стала для меня настоящим откровением!
Симфония №4 Чайковского тоже произвела глубокое впечатление. Она была написана в кризисный момент жизни автора. К тому же в период работы над ней шла русско-турецкая война, которую Чайковский переживал как личную трагедию. Думаю, именно из-за того, что композитор всей душой болел за русский народ, в произведении появляется мелодия русской народной песни "Во поле березка стояла".
В Симфонии Чайковского образы более четкие, понятные, сформированные по сравнению с концертом Шнитке. Благодаря наличию мелодий, которые при желании легко можно напеть, появилась более четкая картинка. В этом произведении можно даже уловить конкретные мысли героя. Если вернуться к сравнению с кинематографом, было ощущение, что я посмотрела драму.
В целом, как мне показалось, эти два произведения очень похожи своим посылом. В обоих главный герой находится в поиске, на него воздействуют внешние силы, порой непреодолимые. А вот справляется он с ними или нет, зависит от вас, от того, с каким внутренним состоянием вы будете слушать эту музыку!
Вот такая она, эта классика! Вроде пришла послушать музыку, а на деле вышло, что даже не посмотрела, а прочувствовала всем своим существом захватывающую киноху!=)
Немного фотографий
Алексей Людевиг солирует в Концерте для альта с оркестром А.Шнитке
Поклоны и все такое))
Во время непрекращающихся аплодисментов после концерта
А вот, собственно, и наша дружная компашка))