Люси и Стивен Хокинг. Джордж и тайны Вселенной.

Dec 21, 2008 20:48


Мне очень хотелось восхититься этой книгой. Думалось, что раз уж за дело популяризации науки среди детей взялся такой человек, как Стивен Хокинг, результат должен быть восхитительным. Оказалось, что это как раз тот случай, когда завышенные ожидания приводят к некоторому разочарованию.

На момент покупки книги Хокинга мы с сыном уже прочитали несколько раз "Малышам о звёздах и планетах" Левитана, его же серию "Астрономия для умненьких детей" (про неё у меня написано здесь), и многократно прослушали диски "Полёты в космос", "Планета Земля", "Увлекательная астрономия" из серии аудиоэнциклопедий про Чевостика.

Некоторое представление о том, как Стивен Хокинг пишет для взрослых, у меня тоже имелось благодаря двум его книгам "Природа пространства и времени", "Черные дыры и молодые вселенные" (http://rs41.rapidshare.com/files/8298375/Hoking.rar - 2 книги в одном архиве).

На мой (непрофессиональный) взгляд, взрослые книги Хокинга, книги Левитана и аудиоэнциклопедии объединяет то, что главное там - именно описание окружающего мира, а всякие украшательства (в детском случае) служат именно этой цели. Например, машина времени в аудиоэнциклопедиях используется исключительно для того, чтобы рассказать о прошлом, а не становится двигателем фантастического сюжета, как это происходит в "Сто лет тому вперёд".

От детской книги Стивена Хокинга хотелось чего-то подобного, то есть хотелось получить что-то вроде расширенной версии произведений Левитана, лишённой недостатков последних книг этого автора. Но читатель предполагает, а автор располагает. Книга о Джордже имеет довольно мало общего с книгами Левитана. Конечно, возможны разные подходы к изложению научных фактов для детей, возможно Стивену Хокингу удалось придумать свой оригинальный метод приобщения детей к познанию, ничуть не уступающий уже существующим.

Что же именно представляет собой книга о Джордже?

Под одной обложкой объединены школьная повесть с элементами фантастики, образовательные вставки на сером фоне и вставки с очень красивыми цветными фотографиями планет, комет, галактик и т.п.




Будет логичным остановиться отдельно на каждой из составляющих, а потом высказаться о книге в целом.

Итак, повесть. Сюжет развивается динамично и, вполне возможно, что не слишком начитанный ребёнок лет восьми с удовольствием и очень быстро его освоит. Что касается читателей с более богатым багажом, им, возможно, придётся закрывать глаза на литературные и кинематографические штампы, которых в книге очень уж много: главный герой - типичный "ботаник"; непременная компания хулиганов, которая этого героя терроризирует; учитель-самодур (прямо таки Северус Снейп в лучшие моменты). Я вовсе не считаю себя очень проницательным человеком, но даже мне страницы через две после появления всех основных персонажей уже стало понятно, что будет дальше и чем всё закончится.

Главный двигатель сюжета - суперкомпьютер "Космос". С его помощью можно оказаться практически в любом месте Вселенной. С одной стороны, "Космос" - штука из той же серии, что и лётоплавонырь, быстролики или машина времени из аудиоэнциклопедий о Чевостике. Но, как уже было сказано, в историях о Чевостике использование всех этих устройств - художественный приём для рассказа о природных явлениях или исторических событиях. Здесь же по большей части этот компьютер - просто некая ценная вещь, за которой охотится некий злодей. Применений "Космоса" по прямому назначению немного: показ Эриком Джорджу рождения звезды; путешествие Джорджа и Анни на комете; путешествие Джорджа и Эрика в поисках новой планеты, в конце которого Эрик попадает в чёрную дыру; извлечение Эрика из чёрной дыры. Путешествие Джорджа и Анни на комете - одно из лучших мест в книге. Если бы большую часть повествования составляли именно путешествия по космосу, это было бы не менее увлекательно, чем детективно-фантастическая история, которую мы имеем в наличии.

Появление научной информации в книге обусловлено не научной логикой, а сюжетной. Нам довольно подробно рассказывают (перечислено в порядке появления в книге) о Луне, эволюции звезды, Плутоне, кометах, Сатурне, Юпитере, поясе астероидов, древней атмосфере Земли, Марсе, чёрных дырах, Земле. Видимо в следующий раз (планируется продолжение книги) нам расскажут про Нептун, Уран, Меркурий, Венеру и, например, квазары.

Можно утешиться тем, что низкая насыщенность повести научной информацией компенсируется наличием познавательных вставок, подробно объясняющих факты, которые вскользь упоминаются в основном тексте. Но целесообразность такой организации книги мне представляется спорной. Я прекрасно помню, как в детстве пропускала "трудные" места в книгах Лёвшина и Александровой. Здесь же соблазн пройти мимо научного текста возрастает многократно.

Вставки с фотографиями космических объектов очень красивы, но на фотографиях есть только то, о чём подробно говорится в книге. "Космос" в начале путешествия Джорджа и Анни на комете сообщает: "Время в пути приблизительно сто восемьдесят четыре года ... с остановками на станциях Сатурн, Юпитер, Марс, Земля и Солнце. На обратном пути комета остановится также на станциях Нептун и Плутон. Станция Плутон в настоящее время не функционирует в качестве планеты." Я начинаю листать цветные вставки в поисках фотографий всех перечисленных планет, чтобы показать ребёнку планируемый маршрут путешествия, и обнаруживаю только фотографии Сатурна, Юпитера, Марса и Земли. Дети успели в итоге пролететь только мимо Сатурна и Юпитера, Марс обсуждали на научной конференции в доме Эрика, а о Земле говорил Джордж в своём школьном докладе. Остальные планеты упоминались мимоходом, поэтому их фотографий в книге нет. Видимо для того, чтобы в полной мере насладиться книгой, желательно читать её возле компьютера, время от времени загружая картинки с hubblesite. Джордж и Анни пролетают мимо Юпитера на страницах 134-135, а фотографии Юпитера и его спутников помещены на цветной вставке после страницы 224. То есть книга явно не рассчитана на сплошное чтение. Ребёнок должен регулярно отвлекаться, чтобы текст на сером фоне почитать или фотографию найти, причём без гарантии, что фотография упомянутого в книге объекта обязательно там найдётся. Вполне возможно, что найдутся дети, которые смогут легко справиться с этими трудностями. Но мне кажется неправильным ориентировать научно-популярную книгу только на тех детей, у которых и так нет проблем с познанием.

Расчленение научно-популярной детской книги на три отдельных компонента (повесть, образовательный текст на сером фоне, цветные вставки) и последующее объединение их под одной обложкой "внешним" образом представляется несколько искусственным и мешает воспринимать книгу как единое целое.

С другой стороны, не так уж много у нас издаётся книг для детей на эту тему. Оценки "удовлетворительно" книга заслуживает. Шансы на то, что ребёнок после её прочтения заинтересуется астрономией есть. Но в комплекте с книгой Хокинга желательно приобрести какую-нибудь книгу по астрономии энциклопедического плана в целях систематизации информации в голове ребёнка, например "Звёздное небо" (ссылка в сообщество 5razvorotov). Ещё можно обратить внимание на видеоэнциклопедии "Всё о космосе", "Планеты".

9-11, научпоп, 6-8, рецензии

Previous post Next post
Up