Продолжаю эпичный цикл про американскую легенду Pontiac GTO и его младших соплатформенных собратьев. Начало смотрим здесь
http://detroit-diesel8.livejournal.com/57589.html Сладкое под катом
Компактное семейство Tempest-LeMans с точки зрения денег оказалось не особо удачным. В том числе и из-за непонятой задней независимой подвески. Впрочем, альтернативные компакты от Buick и Oldsmobile тоже особых денег не принесли. Потому в GM решили, что мол компакты будут у Chevy, а все остальные займутся среднеразмерными. Т.е. по габаритам больше компактов (и без того не маленьких, если судить по меркам Европы), но меньше (опять таки с точки зрения скучных европейцев) просто гигантских полноразмерников.
В 1964 модельном году Tempest перевели в новый формат, причем дизайн у него серьезно отличался от полноразмерного семейства. Full Size щеголял модными фарами-"вертикалками", а Mid Size был с горизонталками. При этом вернули обратно раму, и зависимую заднюю подвеску. Ценители традиций были довольны.
Но главное было в том, что в этом году спортивной версией LeMans не ограничились. Появилась еще и "гиперспортивная" модификации GTO, которую (несмотря на тот же кузов) выделили в отдельную модель и даже выпустили по ней отдельный проспект. Отмечу, что проспекты по среднеразмерникам по спортивным версиям в 1964 году были с фотографиями, а не рисованными с подписью VK-AF. Между тем, в узких кругах утвердилась мысль, что творческий дуэт Винсента Кауфмана и Альфреда Фицпатрика рисовал всю рекламу для "Понтиак" в 60-х. Так думают многие после статьи Андрея Хрисанфова в "Авто Ревю" за какой-то бородатый год). Но вернемся к теме статьи.
GTO расшифровывалось как Grand Turismo Omologato. Omologato (омологированный) означает, что машина соответствует всем жестким нормам, предъявляемым к гоночному автомобилю категории Гран Туризмо. Кстати, Ferrari как раз выпускала модель GTO. Понятно, что данный термин применили в рекламных целях. Но сработало это странно. Не все американцы поняли, что это такое, и в результате к новому Pontiac приклеилась кличка GOAT -- "козел". Это был не намек на прыгучесть, как с советскими ГАЗ-67/69 и УАЗ- "Бобик". Все дело было в том, что GOAT похоже на GTO. Плюс дело усугубил слоган Great One -- вроде как альтернативная расшифровка.
Основное отличие было в крупном V8 рабочим объемом в 389 куб. дюймов (6375 куб.см),
позаимствованный от стандартной полноразмерной модели. Мощность составляла 325 л.с. при 4800
об/мин. (самый мощный "ЛеМан" оснащался V8 326 дюймов (5342 куб.см) 280 л.с.)
Более мощная версия мотора для GTO (348 л.с.) называлась Tri Power и оснащалась уже тремя двухкамерными карбюраторами Rochester. При обычной спокойной езде двигатель работал
в "экономичном" режиме, т.е. на одном центральном карбюраторе. А при резком нажатии на педаль газа оживали еще два, подавая в цилиндры дополнительную дозу топливно-воздушной смеси, обеспечивая машине эффектный и быстрый разгон: 0 до 60 миль в час (96 км/ч) -- 6,6 секунд.
Четверть мили (400 м) GTO преодолевал за 14,1 секунды, разгоняясь при этом до 104 миль в час (166,4 км/ч), на зависть многим любителям Hot Rod'ов и европейских спортивных авто. Максимальная скорость, как всегда, ограничивалась КПП, которая хоть и получила красивый переключатель на полу (традиционный для Америки даже для ручной коробки был на руле), но так и оставалась без овердрайва. Последняя передача была прямая даже для опциальной четырехступки. Потому вряд ли GTO бегал быстрее 210 км/ч. Оно может и лучшему, ведь все тормоза были барабанные, а значит могли выдержать до перегрева весьма ограниченное число торможений на большой скорости.
Подвеска была тоже несколько изменена в сторону жесткости, стабилизатор стал толще, чтобы машина меньше кренилась в поворотах, рулевое также можно было заказать более "острое", чем на стоковых "Темпестах". Отделка тоже отличалась в сторону дороговизны. К примеру внутри был центральный запирающийся "бардачок" между сидениями и тахометр на консоли. В то время это считалось шиком. Такая же "приблуда" была и на "Ле Мане", но он-то был слабее по мощности!
,
В итоге получился сравнительно недорогой спортивный автомобиль, который считается родоначальником muscle car, к коим относят среднеразмерники с большими моторами от полноразмерников. Продавался он отлично. Дорогая модификация среднеразмерника разошлась тиражом почти в 35 тыс. в первый год. И дальше было еще лучше.
Не удивительно, что "Козел" быстро затмил все остальные модификации в линейке "Темпестов". И о таких вот универсалах никто не помнит.
Продолжение следует...
,