Мысли под форшмачок

Jan 20, 2012 15:54

Неделю предавался безделью. «Сшивал» мелкие проекты, встречался с околополитической «мелочью» и фуршетился в разных заведениях, начиная от «Му-му» и кончая рестораном «Шагал». В последнем расслабился настолько, что администратор, ответственный за музыкальную программу, в полночь выковыривал меня и моих друзей из декорированного под московскую квартиру залу увещеваниями, дескать, будет рад нас увидеть снова. Как же! Таких, как мы у них в подвале на Комсомольском проспекте в день по паре дюжен столовается. На вкусный и дешевый бизнес-ланч слетаются золотопогонники из военных ведомств и отечественных спецслужб. Он-то знает, чем их приманить. Он умен и талантлив. Он Лёва, создатель саундтрека к сериалу о Мишке-Япончике.




Не гнушаются кошерной пищи и маститые литераторы-«почвенники» из соседнего особняка Союза писателей. Входят робко, головами вертят в поисках икон, а не найдя, крестятся и, тяжело вздыхая, заказывают фаршированного карпа и форшмачок под «Русский стандарт». Тихая ненавязчивая музыка: аккордеон, скрипочка, «фо-но». Никаких Галкиных-Малкиных, лупоглазых «Филей», дерганых смехачей из «Камеди-клаб», вульганых и визгливых певичек, полированных шестов для стриптизерш. Это их культура, мягкая и ненавязчивая. Она для расслабления их душ. Для наших метущихся русских душ подавай пафосные «Прадо», «Наутилус» или на худой конец «Царскую охоту». А где, скажите, можно вести неспешную беседу с друзьями, чтобы интерьер и звуковой фон не отвлекали, а напротив - вдохновляли излить душу.

Где эти уютные русские рестораны или кафе? Возможно, они есть, но я их не знаю. В интерьере «Шагала» отсутствуют модные инсталляции, нет типичных для топовых мест абстрактных картин. Да что там абстракция, Марка Шагала не увидишь, ни подлинника, ни копии. На стенах неброские семейные фотографии в обрамлении простеньких паспарту. Мама и папа с детьми на поляне. Близняшки в лесу. Семейный пикник. И что примечательно, все фото из моего детства, из моего советского детства. Да, у нас есть пункты общественного питания, стилизованные под советское прошлое, но они пошлы, вычурны и безвкусны. Господи, но неужели нет мест, где можно было бы остудить замыленный дикой вакханалией жизни взор образами наших предков: земских врачей, курсисток в легком кружеве стоячих воротничков, детей в матросках и бриджиках, семей инженера, русского писателя или трудолюбивого многодетного крестьянина. Как нельзя лучше для этих целей подойдет Проскудин-Горский. Невероятного масштаба глыба в нашей отечественной светописи. Пусть простят меня православные братья, но его неброские светописные полотна мне ближе, чем иконы в тяжелых золотых окладах.

Который раз задаюсь вопросом, почему мы не умеем беречь свою культуру, почему меняем отечественные бриллианты на дешевый кич? Почему архив Проскудина-Горского украшает библиотеку Конгресса США? Почему советская власть не выкупила эти бесценные стекла негативов у его потомков? Не потому ли, что была как минимум безразлична к русской культуре?

Признаться, мне глубоко «по барабану» сокровища Оружейной палаты. Я не поменяю и дюжину яиц Фаберже на одно свое. Мне ближе артефакты, которые успокаивают душу, которые убеждают, что за мною не пустота, а поддержка поколений, неспешных, трудолюбивых предков с простыми и мудрыми лицами, не искаженными гримасами пороков.

Я сам фотограф-любитель, но мне не вырваться из мейнстрима художественных предпочтений нашей угасающей эпохи. Аляповатные цветные пятна пейзажей, куски обнаженки с потугами на философское осмысление… Брррр! Уже который год уговариваю себя плюнуть на художественные изыски и тупо фиксировать наше время: дома, людей, транспорт, стройки. Сейчас это никому не надо, но лет через сто… Именно через сто лет, если мы не превратимся в дикарей, этим снимкам не было бы цены. Они бы считались культурной ценностью, а не мои дешевые попытки самовыражения. Но я не могу думать о себе через столетие. Меня не будет. Мне, как и всякому неприкаянному смерду нужно признание здесь и сейчас. А ведь было желание прикупить карданную камеру, чтоб ни одна деталь этого мира не пропадала в суе…

Пошлое время! Всеобщее бурление без малейшей надежды на осмысление. Засвеченные демократы пасутся на мягких муравах Американского посольства, не понимая, что это их завершающий выгул перед закланием, а после их кончины российское стадо поведет Навальный. Суетливый российский премьер ищет защиты у авгуров либерализма, которые уже вырыли ему яму, в то время как президент метнулся за поддержкой к «грушникам», у которых сам же обрубил руки по самые плечи. Фантасмагория!

Ну, сядьте же, наконец, расслабьтесь и подумайте. Отключитесь от фейерверков текущих событий. Пошевелите мозгами под тихую музыку в окружении добрых ликов своих предков, а если таковых ликов не сыщете, то и сидеть вам под чужими, теми, кто своим помогает думать. А может, они снизойдут?.. Прижмут своих, кто в телеящике кривляются. Цыц, мол, паяцы! Видите, хозяева дома, в котором мы живем во всеобщем разврате гибнут. От пьяной одури корней своих не видят.

Вспомнил: в бытность свою председателем Гуманитарного факультета НЭТИ (ныне технический университет) в Новосибирске был у меня кореш Яшка Хейфец. Головастым был человеком. Учился на самолетостроительном, но русскую историю знал не хуже Нарочницкой. Делегации нас тогда посещали. В основном из Грузии и Прибалтики. Тогда при советах поветрие было, что все сливки нашего культурного общества на Кавказе, да в Прибалтике сбиваются. А привечать их надобно было по-русски, с кокошниками и балалайками. Без Яшки мы бы не справились. Мало того, он весь фольклор на себя взвалил, так еще на кухне королем был. Слово расстегай произнести не мог, а такие пироги с визигой из осетра делал, что я слюной, как барбос исходил. Настоящим русским был, ни дать, ни взять! Что ж сейчас таких днем с огнем не сыскать?

Нам немного времени отведено, чтоб рядом с древними римлянами в истории отметиться. Были, мол, да скурвились. Не удержали свою цивилизацию, все на западах идейки тырили. То Маркса приволокут, то гидру глобализации осьмиголовую. У нас своих марксов по десять штук в "Шагале" столовается. Интересно, меня туда пустят с Исраэлем Шамиром или Авигдором Эскиным? С первым в комитете по Ливии имел честь состоять, второй грозил личной встречей. Не всем они нравятся, как я понял, но с кем договариваться? Со Штатами рано. Им еще мормона-президента пережить надо, чтоб отчетливо запах собственного гниения учуять. Израилю не до нас. Военную кашу заваривают. Наверное, последнюю. В прошлую военную кампанию, по моим понятиям, крепко облажались. Следующую не переживут. С саранчой до сих пор бороться не научились, а с зеленой биомассой и подавно. Ладно, пускай думают... Один леший, эвакуироваться к нам придется. А куда? В бурлящую гнилью Европу, или топящую их Америку? Да кому они там нужны будут? У нас же, хотя и холодно, да народ душевный. Подождем жареного петуха, надеюсь, когда клюнет, мозги-то и прочистятся. Вот так как-то мысли под форшмачок растекаются...

Дружба народов

Previous post Next post
Up