Анализ сказки "Курочка Ряба"

Oct 27, 2009 22:19

Очень меня зацепила тема сказок ещё из журнала Марины aksik, и вот в рамках собственной практики я готовила семинар по сказкам. Родителям понравился, надеюсь и вам будут интересны те куски, которые я выкладываю. =)

Задумаемся, почему в культуре воспитания ПРИНЯТО рассказывать истории. Почему эта традиция оказывается на редкость устойчивой. Для того чтобы традиция сохранялась сотни и тысячи лет, нужны серьёзные основания. Основания, связанные С НЕОБХОДИМОСТЬЮ ДЛЯ ЖИЗНИ.
Рассказывание сказок НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЖИЗНИ РЕБЁНКА, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в современном мире, для его последующей духовной самореализации.
Дело в том, что в образном и сюжетном ряду сказок зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания, которые охватывают все жизненные сферы человека:
o Область отношений между людьми,
o Инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов,
o Сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним,
o Рекомендации по противостоянию стрессу,
o Типологии людей и способы влияния на них,
o Духовное развитие человека,
o Мужская и женская психология.

Давайте вспомним всем известный вариант текста одной из самых коротких сказок - «Курочка Ряба».
«Жили-были дед да баба. И была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое - золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: - Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу я вам другое яичко, не золотое, а простое!»
Первое, что нам важно понимать, это принцип - «чем короче история, тем больше в ней скрытого смысла». Отталкиваясь от этой позиции, я познакомлю вас с той интерпретацией сказки, которая мне наиболее близка.

Закономерно, что ребёнок узнает эту сказку одной из первых. Следовательно, в ней зашифрована важнейшая, наиглавнейшая информация. То, что нужно заложить в сознание и подсознание, прежде всего. Что же мы должны сказать маленькому человеку в самом начале? Главный закон - ЖИЗНЬ САМА ПО СЕБЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕЛИЧАЙШИМ ПОДАРКОМ, К КОТОРОМУ НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ БЕРЕЖНО И ВНИМАТЕЛЬНО.
Во-первых, что есть яйцо? Символ жизни, это уже даже научно доказано и одним телефонным оператором использовано. Чем будет являться золотое яйцо? Величайшей ценностью. И это вселенское чудо подарено главным героям обыкновенной, рябенькой курочкой.
Во-вторых, удивительна и сама курочка, пёстрая курица - это ритуальный персонаж, связанный с загробным миром. Поэтому сказка про Курочку Рябу воспринимается как след давно ушедшего языческого ритуала. Курочка Ряба живёт с человеком, помогает ему, но в то же время представляет собой опасность. Страшные приметы, связанные с курицей - общее место в славянском фольклоре. Курица, кричащая петухом - приносит смерть.
Несколько упрощая, можно сказать, что в русском фольклоре рябой и пёстрый - это цвета Земли и Солнца, Жизни и Смерти, Счастья и Несчастья, Бога и Дьявола, Весны и Осени в их вполне непристойном симбиозе. Жизнь тоже представляется состоящей из разноцветных полос, и смерть - это чёрная полоса жизни. Рябой, пёстрый, пегий и полосатый - это именно цвета, но в то же время они удивительным образом не имеют определённого цвета, они - неизобразимы. В то же время пёстрые, рябые и полосатые персонажи русского фольклора - самые удивительные, фантастические и волшебные. Их символический статус говорит лишь о смене рядов восприятия, это идеальный пример полного отсутствия самой возможности определения цвета. Такой цвет пограничен, это цвет перехода из одного мира в другой, цвет земли и солнца, цвет некоего первоначала жизни, которое дало исток всем цветам и потому не может не быть рябым по своей сути. Как не может не быть рябой легко этимологизируемая пестрота данного письма. Она лишь провоцирует бумагу на окончательную утрату девственной белизны, на окончательное исчезновение какого-либо цветоподобия.
В-третьих, что стали делать с яйцом дед с бабой? БИТЬ! Кому-нибудь понятны их действия? Это абсурд! Не сомневаюсь, и детям понятно, что бить золото совершенно бесполезно, кроме того, какая цель - уничтожить? А может, стоило снести золотое яйцо в ломбард? Мне кажется, почти каждый взрослый при рассказывании сказки, в этот момент негодует. Но деда с бабой можно только пожалеть, ибо настолько они ограничены, что хоть и заметили необычность подарка, но что с ним делать не придумали. Их жизнь идёт по накатанной колее, на каждый знакомый предмет есть знакомое действие: яйца-бить. Наверное, если бы им попалось яйцо, работы Фаберже, его постигла та же участь. Дед и баба потеряли чуткость к происходящему и не прошли испытания на проницательность, не смогли воспользоваться шансом, подаренным им судьбой.
В-третьих, кто такая мышь? Нарочно ли она разбила золотое яйцо? Что она получила с этого?
Замечали ли вы, что многие наши желания реализуются? Причём иногда задуманное нами происходит благодаря действиям других. Мы называем это стечением обстоятельств, везением, совпадением, но это происходит. Итак, какое желание демонстрировали дед и баба, колотя по золотому яйцу? Желание разбить. Их желание привлекло некоторую «третью силу» - мышь. Так что мышь является «инструментом» реализации желания деда и бабы.
И, наконец, дед с бабой плачут, а курочка (которая за всю сказку не проронила ни слова) кудахчет, так, что люди её понимают. Кстати, считается что эта часть сказки дописана с введением христианства. Дед и баба осознали свою ошибку - покаялись и Господь (через курицу) даровал им прощение. Но обещает курочка яичко простое, взамен золотого. Простым яйцом можно насытить тело, но духовно они уже все потеряли, их жизнь всего-лишь существование.
Если перевести со «сказочного» языка, то получится примерно такое обращение: Чудо может случиться в любой момент, тогда когда ты не будешь его ждать. И источником чуда может являться самый обычный объект. Самое главное заметить и распознать это чудо. Если ты не будешь достаточно чуток, то можешь потерять что-то очень важное. Каждое твоё желание - твоя ответственность, потому что каждое твоё желание будет реализовано. Будь осторожен по отношению к своим желаниям и действиям. Если ты не оценишь жизнь, подаренную тебе, то она станет пресна, сера и не будет в ней больше золота и света. Нет важнее подарка, и чуда большего, чем жизнь! Чудеса случаются в твоей жизни!

Я не думаю, что не стоит этого говорить ребёнку, я думаю, что он не сможет этого понять. Даже не каждый взрослый сможет. Но в сказке эти установки зашифрованы, закодированы, и они ложатся в подсознание, закладывая основы бережного отношению к своей и чужой жизни.
Вы знаете, что вариантов одной и той же сказки существует множество, я приведу ещё два, из сборника Афанасьева.

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку: мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку: мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала - все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

***
Как у нашей бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко1,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула -
Яичко приломала!
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи - хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть;
Сор под порогом заку́рился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Поповы дочери шли с водою,
Ушат приломали,
Попадье сказали:
«Ничего ты не знаешь, матушка!
Ведь у бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула -
Яичко приломала!
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи хохотать.
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под порогом заку́рился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Мы шли с водою - ушат приломали!»
Попадья квашню месила -
Все тесто по полу разметала;
Пошла в церковь, попу сказала:
«Ничего ты не знаешь...
Ведь у бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула -
Яичко приломала!
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи хохотать.
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под порогом заку́рился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Наши дочери шли с водой -
Ушат приломали, мне сказали;
Я тесто месила -
Все тесто разметала!»
Поп стал книгу рвать -
Всю по полу разметал!
Чем отличаются эти истории от ставшего привычным варианта? Прежде всего тем, что в сказках, собранных Афанасьевым нет и намека на то, что старики к яйцу «пестреному, востряному, костяному да мудреному» прикасались, а тем более били-били, да не разбили.
Золотое яйцо они только лишь увидеть смогли да оценить по достоинству. Сама курочка так положила яйцо, что оно стало легкой добычей «незадачливой» мышки. Старики лишь смогли эмоционально остро отреагировать на эту трагедию, что на их глазах разразилась. А то, что трагедия произошла не шуточная, свидетельствуют все последовательно разворачивающиеся события - в печи пылает, верх на избе шатается, внучка с горя с жизнью молодой расстается, священнослужители, о беде прознав, символы веры уничтожают (просви¬ры, колокола, книги). Во второй приведённой версии сказки строй стал плакать. А строй - это не кто иной, как нищий, калека, убогий - на Руси святой человек, которому многое из неведанного - ведано, а из веданого - неведано.
О чем предупреждает сказка? Не о такой ли беде великой, когда всей жизни на земле конец приходит? Почему кликушествуют юродивые, почему во все колокола бьют так, что колокола не выдерживают, по чему хлеба в печь не ставят, а уже испечённые раскидывают да изламывают?
Действительно, как ни печально, но при особом стечении непредвиденных обстоятельств», а точнее из-за человеческой халатности жизнь всего человечества оборваться может. Очень хрупкая вещь эта - жизнь! Современные события - техногенные катастрофы, террористические акты и природные катаклизмы свидетельствуют о неотвратимости расплаты за халатность по отношению к самой важной на свете ценности - жизни.
Итак, если прислушаться к сказке, первое, что мы должны понять, принять и донести до сознания ребёнка, - то, что жизнь твоя, моя и каждого жителя Земли - великий дар, особая ценность и обращаться с ней надо бережно, осторожно и уважительно.

Литература

1. Грабенко, Т.М. Зачем читать детям сказки? О курочке Рябе и Рождестве Зверей/ Т.М. Грабенко - М.: Речь, 2006. - 64с.
2. Материалы сайта: http://plutser.ru/articles/ryaboy

Приложение.
[1] Из энциклопедии «Мифы народов мира», выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1987-1988 годах:

Яйцо мировое, яйцо космическое, мифопоэтический символ. Во многих мифопоэтических традициях известен образ Я. м., из которого возникает вселенная или некая персонифицированная творческая сила: бог-творец, культурный герой-демиург, иногда - род людской (сравни кит. Пань-гу, фольклорные мотивы рождения человека из яйца и превращения яйца в человека). Чаще всего встречаются мотивы происхождения из верхней и нижней половинок Я. м. (или из яйцеобразной хаотической массы) неба и земли или солнца (из желтка); во многих случаях Я. м. описывается как золотое, иногда ему присущи и другие атрибуты солнца. Согласно ведийской космогонии, из Я. м.-золотого зародыша (см. Хираньягарбха) возник творец Праджапати, из него же возникает Брахма (сравни также Брахманда); иногда творец Ишвара описывается живущим вЯ. м. на водах (Бхаг.-пур. III 20, 14, след.). У орфиков известен миф о возникновении из Я. м., плавающего в водах, Фанеса, божественного творца, сияющего, как солнце (сравни также синкретический образ Митры-Фанеса, Зевса-Гелиоса-Митры-Фанеса, см. в статьях Митра, Митра), или особого бесплотного божества с крыльями. В египетском мифе солнце возникает из Я. м., снесенного птицей «великий Гоготун». Я. м., снесенное птицей Фуфунда, дало начало небу у хауса. Согласно «Калевале» (I), «из яйца, из нижней части, вышла мать земля сырая; из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный…». В китайской традиции небо и земля слиты воедино как куриное яйцо. В финском мифе утка сносит яйцо, из которого возникает мир, на колено Вяйнямёйнена, единственного обитателя океана, или на холм среди океана (в русских сказках также известен мотив яйца, уроненного уткой в воду).
В мифах известны примеры, когда с образом Я. м. связывается временная структура целого (брахман находится в яйце в течение года), а с образами отдельных яиц - более частные членения времени (сравни русскую загадку о годе и его частях: лежит брус через всю Русь, на этом брусе двенадцать гнёзд, в каждом гнезде по четыре яйца, а в каждом яйце по семь цыплят). Обычно начало творения связывается с тем, что Я. м. раскалывается, взрывается, брошенное в небо (сравни обычай свадебного разбивания яйца в северо-западной Африке, осознаваемый как символ взрыва Я. м.). В ряде случаев с темой раскалываемого яйца связан бог с функциями громовержца или его отец. Иногда из Я. м. рождаются разные воплощения злой силы, в частности змей, смерть. У племён северо-западной Африки известен мотив нахождения внутри звезды-яйца тройного змея. В отражающем орфические влияния греческом мифе Кронос оплодотворяет одним семенем два яйца, укрываемые под землёй; из них рождается Тифон. Сравни распространённое поверье о рождении василиска из яйца. Характерен сказочный мотив о яйце, в котором спрятана Кощеева смерть. Космогоническая функция Я. м. соотносится с важной ролью яиц в ритуалах плодородия. Например, в пасхальной обрядности у восточных славян яйцо не только занимает центральное место в празднике, но и выступает как главный символ.

[2] Курочка Ряба: традиционалистский анализ русской народной сказки
Стаья взята с сайта: http://transmission.lenin.ru/Shekhovtsov-Ryaba.html
1. Жили-были дед да баба,
2. У них была курочка ряба.
3. Снесла курочка яичко:
4. Пестрó, вострó, костянó, мудренó, -
5. Посадила яичко в осиновое дупёлко,
6. В кут1 под лавку.
7. Мышка бежала, хвостом вернула,
8. Яичко приломала.
9. Об этом яичке дед стал плакать,
10. Бабка рыдать, вереи2 хохотать,
11. Курицы летать, ворота скрипеть,
12. Сор под порогом закýрился,
13. Двери побутусились3, тын4 рассыпался,
14. Верх на избе зашатался...
15. А курочка ряба им говорит:
16. - Дед не плачь, бабка не рыдай,
17. Куры не летайте,
18. Ворота не скрипите, сор под порогом
19. Не закуривайся,
20. Тын не рассыпайся,
21. Верх на избе не шатайся -
22. Снесу вам еще яичко:
23. Пестрó, вострó, костянó, мудренó,
24. Яичко не простое - золотое.

1. Кут - угол в избе, прилавок, ларь, в котором зимой держали кур.
2. Вереи - столбы, на которые навешивались ворота.
3. Побутусились - выпятились, выгнулись, распузатились.
4. Тын - деревянный сплошной забор, частокол.
Сказка Курочка Ряба является интереснейшим текстом, в котором можно увидеть несколько мифов, связанных с космогонией, эсхатологией и традиционалистской цикличностью эпох.
Строки 2-3, 5-8. Курочка Ряба откладывает яйцо. Мышь задевает его хвостом и разбивает
В древнегреческом пеласгическом мифе о сотворении мира Эвринома - богиня всего сущего - восстала из Хаоса и зачала от северного ветра Борея, представшего в образе змея Офиона. Эвринома, превратившись в утку, отложила Мировое яйцо на волны. По ее просьбе змей Офион обвился вокруг яйца семь раз и высиживал его до тех пор, пока оно не разбилось и из него не появилось все то, что только существует на свете 1.
Образ птицы, которая сносит Мировое яйцо (в частности на воду), довольно распространен в мировой мифологии. Приведем лишь несколько примеров. В Калевале описывается, как утка, дочь воздушного пространства , зачала от восточного ветра и снесла на колено матери воды Ильматар несколько яиц. Яйца, в конце концов, разбились и из их обломков родился мир2. Подобную космогоническую символику можно найти и в мифологии Коми.
В индуизме божественная птица сносит на изначальные воды Космическое яйцо, из которого возник Брахма3, а в древнеиндийской мифологии золотой зародыш - Хираньягарбха - является первоначальной формой Праджапати, создателя Вселенной4.
В Ветхом Завете тоже присутствуют отголоски этого архаичного мифа: Дух Божий носился над водою (Быт. 1:2). На это соответствие указывается и в Толковой Библии под редакцией профессора богословия Лопухина А.П.: Самое действие Св. Духа на хаос уподобляется здесь действию птицы, сидящей в гнезде на яйцах и согревающей их своею теплотой для пробуждения в них жизни 5.
Связь птицы и мирового яйца можно также проследить и в древнеегипетской мифологии: в гермопольской космогонии белый гусь Великий Гоготун , воплощение бога земли Себа, сносит яйцо, из которого рождается бог солнца Ра6.
В сказке Курочка Ряба яйцо разбивается мышью. Мышь - крайне символичный образ в мифологии. В странах Средиземноморья - Египте, Палестине, Греции - считалось, что мышь родилась из земли. Действительно, многие исследователи указывают на хтоническую символику мыши, которая находит свое подтверждение и в языке: крыса (русск.) - hruse (др.-англ. земля ) - кирза (русск. диал. верхний слой земли ), а также: geli- (индо-европейск. праязык мышь ) - qela (лидийск. земля ). Таким же символичным является и другое хтоническое животное - змея. В этом смысле мышь и змея уравниваются (Сравните: щур (русск. диал. крыса ) - червь (русск.), а также: sorex (лат. мышь ) - sauroz (греч. ящерица > змея )7.
Таким образом, сравнив начало анализируемой сказки и пеласгический миф творения, мы увидели идентичность логических построений:
Эвринома в образе голубки → Мировое Яйцо← Борей/Офион
Курочка Ряба → яйцо ← мышь
Это позволяет сделать нам вывод, что образ курочки Рябы, сносящей яйцо, разбиваемое затем хтоническим животным мышью, является ни чем иным, как упрощенным описанием космогонического мифа, сходного с пеласгическим.

Строки 9-14. Последствия
Далее в тексте сказки мы уже не видим продолжения обычного космогонического мифа, однако символика происходящего становится сложнее. После того, как яйцо разбилось, начался эсхатологический хаос, на описание которого в большой мере повлияло описание апокалипсиса в Откровении Иоанна : человеческий плач (строки 9-10), горящая земля и дым (строка 12), землетрясение (строки 11, 13-14). Мы также встречаем интереснейшую деталь в строке 10, на которой остановимся подробнее.
Несмотря на царящий хаос, сопровождающий умирание мира, мы сталкиваемся с тем, что вереи хохочут . Вереями в старину называли столбы, на которые вешали ворота. Столбы также имеют несколько символических значений, но из этого множества нас интересует сакральное значение столба, которое нашло отражение в языке: columna (лат. столб , русск. колонна ) - кол (русск.) - kel (осет. гореть, сиять )+lumen (лат. свет ) - caelum (лат. небо )8. Столб также является одним из древнейших объектов поклонения; с момента принятия христианства на Руси столбы стали отождествляться со злом, так как им поклонялись язычники. Таким образом хохот верей может отождествляться со смехом зла, вызванным картиной разрушения мира и человеческого горя.
Однако существует еще одно значение столба, как символа, которое проливает свет на собственно предмет нашего небольшого исследования. Сакральное значение столба также связано со смертью и возрождением - обновлением Вселенной: swir (др.-англ. столб ) - wer (др.-англ. сосуд, бездна ) - верея (русск. столб ) - wir (тохарский язык А новый, молодой )9. Похожее сочетание значений имеет и слово смех . С одной стороны: mer- (индо-европейск. праязык умирать ) - смерть (русск.) - смех (русск.), а также ridere (лат. смеяться ) - ri(th) (авест. смерть ); с другой стороны: ridere (лат. смеяться ) - родить (русск.) - ret- (др.-инд. мужское семя )10.
Итак, мы видим, что хохот верей имеет не только значение смеха зла, но и указание на обновление мира. Это доказывается также и дальнейшим анализом текста. Кроме апокалиптических деталей, в строках 11, 13 и 14 мы встречаем следующее описание происходящего: курицы летают, ворота скрипят, двери побутусились, верх на избе зашатался . Создается впечатление, что на избу обрушился сильнейший шквал ветра. Оставим за рамками нашего анализа направление ветра - северное, восточное или какое-либо другое - предположим лишь, что этот ветер заполнил дом - на это указывает слово бутуситься , что означает выпятиться, распузатиться . Этот ветер оплодотворяет курочку Рябу: в строках 16-24 она успокаивает людей, животных и неодушевленные объекты и говорит, что снесет другое яйцо - золотое. Таким образом, в конце сказки дается намек на повторение космогонического мифа, только мир, на этот раз обещанный курочкой Рябой совсем иной.
Вновь обратившись к древнегреческой мифологии, мы увидим, что греки делили время существования человечества на несколько эпох: золотую, серебряную, медную и железную11. Нелишне будет напомнить, что под данным делением древние греки имели в виду деградацию человечества - от Золотого века, когда люди жили в согласии с Богами долго и счастливо, не задумываясь о невзгодах и смерти, до Железного века, где люди проживают короткую жизнь, наполненную злобой, алчбой, распутством и несправедливостью. Подобного же деления придерживались и древние индусы: четыре Юги - Сатиа Юга, Трета Юга, Двапара Юга и Кали Юга составляют Манвантарный цикл, где Кали Юга соответствует Железному веку и описывается практически идентично: добродетель приходит в полный упадок, праведники бедствуют, преступники процветают12. Нисходящее движение проявления и, следовательно, выражаемого им цикла, осуществляющееся от позитивного или сущностного полюса существования и до его негативного или субстанциального полюса 13. Кали Юга - конечная часть Манвантарного цикла, искра бытия в рамках становления исчерпывается, выветривается, и тогда возникает особая ситуация конца времен, апокалипсис . За этой особой ситуацией следует новый цикл, мир вновь переходит в Золотую эпоху, носящую у индусов название Сатиа Юги. Золотое яйцо, обещанное курочкой Рябой людям, животным и остальному миру, и является этой эпохой, когда люди вновь будут жить в согласии с Богами и природой.
Теперь, когда мы полностью проанализировали текст сказки, мы можем восстановить ее довольно простой символический смысл:
Курочка Ряба сносит яйцо, обозначающее мир в четвертую Железную эпоху. Хтоническое существо мышь разбивает это яйцо, таким образом, завершая Кали Югу. В результате наступает конец времен, абсолютная энтропия, уничтожение мира. Однако хаос, который также можно назвать вселенским бардо, не существует вечно; он завершается началом Золотой эпохи, Сатиа Югой, новым циклом Манвантары.
Библиография
1. Грейвс Роберт. Мифы Древней Греции. Пер. с англ. Под ред. и с послесл. А.А.Тахо-Годи. - М.: Прогресс, 1992. С. 15.
2. Калевала. Пер. с финск. Л. Бельского. - М.: Издательство Художественная литература , 1977. С. 38-40.
3. Вишну-Пурана. Кн.1. Пер. с санскрита, коммент., введ. Посовой Т.К. - СПб., 1995.
4. Rig Veda. The Hymns of the Rigveda, transl. Ralph T.H. Griggith (1889), ed. J.L. (1973), reprint 1991, Delhi. Hymn 121 - Ka.
5. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. - СПб., 1904-1907, второе издание Институт Перевода Библии, Стокгольм, 1987. Т.1, С. 4.
6. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. - СПб., 1993. См. также Egyptian Religion: Egyptian Ideas of the Future Life. - London, 1900, pp.119-120. // Mackenzie, Donald Alexander. Egyptian Myth and Legend. - Gresham Publishing Co., London, 1907, p.81.
7. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996. С. 226.
8. Ibid. С. 310.
9. Ibid.
10. Ibid. С. 300-301.
11. Грейвс Роберт. Мифы Древней Греции. С. 22.
12. Эзотерический словарь. В 2-х т. - М.: Русский Духовный Центр, 1993. С. 378.
13. Генон Рене. Царство количества и знамения времени. Пер. с франц. Любимовой Т.Б. - М.: Беловодье , 2003. С. 45.

литература, психическое развитие

Previous post Next post
Up