П.Ершов "Конек-гобунок". Часть 1

Nov 27, 2011 12:13

Сказка, безусловно, прекрасный образец русскоязычной детской литературы, и отличается и богатством языка, и слогом, и мелодикой, и отличной компиляцией самых популярных сюжетов волшебных русских сказок. То есть, читать ее как образец литературы в том возрасте, когда ребенок уже воспринимает сказку отстраненно, разумом, а не всем своим существом - ( Read more... )

3-6, детское чтение, манипуляция сознанием, 6-10, литература, психология, Марина Озерова, литературно-психологический анализ

Leave a comment

Comments 36

mashenic November 27 2011, 10:42:53 UTC
Марина, а почему мы, собственно, внушаем ребенку, что никакая ошибка не фатальна? Это очень опасная иллюзия! Бывают очень даже фатальные ошибки!
как насчет смерти питомца по вине ребенка? Или выбегания на дорогу под машину? Или игры со спичками? Я сходу могу десяток ситуаций назвать, когда никакую страницу так просто не перевернуть.
И Конек, помогая Ивану, напоминает ему о первопричине его бед, что, имхо, очень правильно. То есть не Иван такой бедный-несчастный, а на него все беды сыпятся, а сам себе злобный буратино, расхлебывающий последствия своих же действий. Другое дело, что, расхлебав, он получает приз, ну так это только справедливо. и вообще, что ни делается в нашей жизни, может, оно и к лучшему =)

Reply

aksik November 27 2011, 10:46:05 UTC
мне кажется, мы о разных вещах говорим. ведь то, что вы описали - уроки раннего детства и расставление границ.
я имею в виду способность человека начать все с начала, если не получилось.
но это не значит, что границы отменены. но в этих границах человек должен знать - у тебя получится! ты сможешь! не опускай руки!
в сказке именно это внушение - нечего и пытаться. одна прошлая ошибка (она ведь не была фатальной! никто не умер, никаких несчастий, из череды последовавших событий вполне можно выйти победителем!) будет тебя преследовать всю жизнь.

Reply

mashenic November 27 2011, 10:58:38 UTC
ну не всю жизнь, а пока не исправишь или не доведешь до логического завершения ситуацию. И кстати, что там такого у Ивана не получилось? Все задания он выполнял успешно, а что усложнялись они раз от разу, так это вообще в традиции волшебных сказок. Да и "невесел, головушку повесил", к сожалению, любимое состояние героев этих сказок.

Reply

aksik November 27 2011, 11:03:49 UTC
так ведь ошибка должна быть стимулом исправить, а не постоянное пиление или попреки! если подходить с такой позиции, что надо человека попрекать прошлым пока он не исправит ошибку, это исключает его свободную волю - может, его устраивает такой вариант, хотя он и не самый лучший? это отнимает и свободную волю, и осознание собственного пути.

Reply


про черную курицу mashenic November 27 2011, 10:52:04 UTC
я ее тоже никогда не любила, очень уж нестерпимо мне было это глупое Алешино предательство. кстати, тоже вариант фатальной ошибки, чего уж.

Reply

Re: про черную курицу aksik November 27 2011, 10:57:08 UTC
вот сейчас после ваших слов думала, как же сформулировать разницу ошибок.
подумала так - если ошибка фатальна (выбежал на дорогу -машина задавит насмерть и т.п.), то потом нет смысла попрекать, т.к. ничего уже не исправишь. если возможно исправление и более того - продвижение (случай Ивана, и, кстати, Алеши!) - тогда зачем попрекать? тогда нужно мотивировать и поддерживать!
в сказке все наоборот - нефатальная (явно) ошибка потом всю жизнь вспоминается, и нет никакого покоя от нее, хотя впоследствии она послужила "ко благу".
надеюсь, сформулировала :)

Reply

Re: про черную курицу mashenic November 27 2011, 11:06:53 UTC
а у Алеши возможно исправление? как раз там сделанного не воротишь =)
А после обретения блага в коньке-горбунке вряд ли кто дальше попрекал Иванушку пером =)) думаю, и коньку это в голову бы не пришло.
И кстати, подумалось, уж какая книга попрекает нас фатальностью и невозможностью, так это Писание, уж извините. Одно яблоко, никто не умер, а на каждой следующей странице попрекают и гнобят =)))
так что либо мы признаем возможность таких событий в нашей жизни и учимся их избегать через некоторые сказки, либо боремся с ними как нежелательными, но тут двойных стандартов не миновать =(

Reply

Re: про черную курицу aksik November 27 2011, 11:09:37 UTC
вы плохо читали Писание :) если бы там попрекали, то после этого самого плода Бог бы вообще людей не знал, а Он с ними начинает все заново - в новых условиях, как с чистого листа.
я только хотела привести этот сюжет в положительном смысле :)))
что вся цепь событий - к исправлению и более высокому благу для люедй (за счет Бога, кстати, а не их самих).

мы не знаем, что было с царем-Иваном дальше. я вижу так: он подкаблучник умной и решительной жены, она правит царством. когда ему хочется вдруг принять участие, она с коньком вместе говорят - тебе куда?! ты забыл, откуда вышел :)? я царь-девица, а ты чернолапотник! :) вот такая у меня картина - исключительно по инерции сказки.

Reply


lunesha November 27 2011, 11:47:10 UTC
Не согласна по поводу сказки. Здесь все очень верно. Конек как-раз помогает Ивану из всего выпутываться. А попрекает его потому, что Иван не делает выводов. Да и вообще-все как в жизни. За свои поступки надо отвечать. И сказка как раз учит, что все будет хорошо, все можно исправить, но и сделать выводы. Прежде чем что-то сделать, нужно как следует подумать, к чему это приведет.

Reply

aksik November 27 2011, 11:49:29 UTC
так вот именно это мне и не нужно! мне нужен активный персонаж, который сам делает выводы, и вместо того чтобы рыдать и ныть идет все исправить! а получаются постоянные попреки не по адресу - исправить-то ситуацию с пером уже нельзя, неужели вы не видите разницу?! ведь Иван выполняет все, что дальше говорит конек - ну, когда они ловят девицу. например. но он же не может повернуть время вспять и исправить ситуацию с пером!незачем человека гнобить за то, что он исправить не в состоянии.
как же это глубоко в сознании, а.

Reply

lunesha November 27 2011, 12:01:12 UTC
Иногда человеку надо помочь сделать выводы. Конек это и делает.

Reply

aksik November 27 2011, 12:03:28 UTC
мне очень жаль, что вы не видите разницу между помощью и постоянным пилением, ни к чему не приводящим.
как выглядел бы конструктивный вариант: Иван сделал то, что конек запретил, получил свое наказание и стал жить дальше. (дальше он ни разу ничего не нарушил)
и как выглядит тупиковый вариант: Иван ничего не может исправить в прошлом, но ПОСТОЯННО слышит попреки.
это зеркало российской педагогики, да, и вы это называете помощью - тоже показательно. как может быть помощь в том, что человек при всем желании сделать не может?! остается одно - повеситься пойти от безысходности?

Reply


untitled_n November 27 2011, 20:11:52 UTC
а какую литературу для детей вы могли бы рекомендовать7 ребенку 4 года

Reply

aksik November 27 2011, 20:33:51 UTC
если не лень глянуть у меня в жж тэг детская литература - я там писала свой список
мы в этом возрасте обожали муми-троллей
Бианки и много про природу
сейчас так сходу всего не вспомню
сказки, конечно, в ходу :)

Reply


Leave a comment

Up