Прятки - одна из древнейших игр, предположительно происходит от охотничьих ритуалов.
Прятки означают "метафору погружения в преисподнюю, в небытие, скрывание" (Пропп). Первоначально - совершенно не детская, магическая ритуальная игра.
Ребенок играет - переходит из мира в мир, из бытия в небытие. Для малышей (обычно до трех лет) прятки непонятны - они "прячутся" так, что их видно, или сообщают, куда именно они идут прятаться. Это очень хорошо описано у Осориной - маленький ребенок не может "не быть". Даже на короткое время, даже понарошку, он не может "не существовать", ему необходимо быть заметным. То, что видимо - для него существует, и наоборот - "с глаз долой, из сердца вон". Если он что-то не видит - значит, этого нет в этом мире. Поэтому малыш не спускает глаз с мамы и не отпускает ее из поля зрения. И поэтому он не может спрятаться так, чтобы его не замечали. Некоторые дети, "прячась", закрывают лицо ладошками - им кажется, если они не видят других, то и их самих не видно.
Прятки прекрасно развивают умственные способности, координацию, помогают преодолевать различные детские страхи. тогда, когда ребенок убедился в собственном автономном существовании, выделил себя из окружающего мира, для него становится понятной игра на временное "отсутствие" в этом мире, и он с удовольствием "исчезает" для того, чтобы быть обнаруженным вновь и вновь.
командные прятки
http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/st160.shtml еще командные прятки
http://snowow.info/index.php?cat=16&page=2&game=1187 калмыцкие прятки
http://psyparents.ru/index.php?view=articles&item=1510&cat=5&sc=78&full=yes московские кулика
http://www.76-82.ru/games_out/387.html "
http://www.opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/rite/?id=978В землю забивают кол. Пока водящий выдирает его из земли, остальные прячутся. Вытащив кол, водящий кладёт его на землю и начинает искать. Задача остальных - успеть забить кол снова, чтобы игра повторилась. Если водящий успевает добежать раньше, чем кол будет забит, водящим становится тот, кто не успел вбить кол.
"
"Сардинка" - прятки наоборот, все ищут одного спрятавшегося.
из моего детства:
у нас это называлось "московские прятки". Водящий отворачивался от игроков, они протягивали к нему кулак с оттопыренным большим пальцем, один из них дотрагивался до "воды" пальцем. Тот поворачивался и должен был узнать, кто именно дотронулся. Если угадывал - другой игрок становился водящим. Не угадывал - все снова.
"Японские прятки". Оговаривалась территория, на которой играют. Водящий отворачивался, все разбегались по ней, и застывали на месте. Можно было менять позы, но нельзя отрывать хотя бы одну ногу от земли. Водящий с завязанными глазами (как в жмурках) шел всех искать. Если он приближался к границе территории, ему хлопали в ладоши. Кого первого находил - тот "вода".
Прятки и психоанализ: Прятки помогают переживать страх одиночества.
" Игра позволяет преодолеть депрессивную тревогу
Freud (14) уже описал удовольствие ребенка, который играет со своей матерью, пряча лицо и вновь показываясь (прототип всех игр в прятки). Этот опыт, который напоминает игру с возвращаемой игрушкой, дает ребенку возможность свыкнуться с отсутствием матери, зная то, что она вот-вот появится вновь.
Melanie Klein (12) добавляет, что такое отсутствие матери переживается младенцем как следствие его деструктивных побуждений, и что результатом этого является депрессивная тревога. В борьбе с нею используется каждый этап в развитии ребенка, улучшающий его отношения с миром.
Так ребенок преодолевает тревогу с помощью неизменно возвращающихся предметов, заменяющих отсутствующих родителей.
Эта концепция позволяет объяснить деструктивные и жестокие игры, которые ребенок искупает с помощью конструктивных и спокойных игр. Все эти игры опираются на механизмы проекции и переноса".
http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=463