Пост по заявке.
Конечно, если опыта самостоятельных путешествий у вас нет, очень удобно загрузиться на первый раз в собственное авто - и вещей набрать можно горку, и сбежать всегда можно на своих колесах, да и переночевать, если уж совсем припрет. Опять же, на тему транспорта думать не нужно совсем.
Но ведь машины есть не у всех. И даже права - кто-то боится водить по разным причинам, кому-то здоровье не позволяет, а у кого-то, может, отобрали права доблестные ГИБДД-шнички.
А да и ладно, путешествовать на общественном транспорте совсем не сложно, очень увлекательно, а иногда и более осмысленно - не нужно платить за аренду автомобиля, а также не нужно постоянно возвращаться к машине. Можно плыть из города в город на лодке, можно пойти в трек из точки А в точку В, а не по кругу. Не нужно платить за машину на паромах. И можно пить много водки :) (Водки-не водки, а хоть о трезвости думать не нужно). Еще не страшно, что машину поцарапают или угонят. В общем, куча плюсов.
На одном плюсе я остановлюсь отдельно. Многие его сочтут минусом. Но я считаю плюсом. Это контакт с людьми. Путешествуя на общественном транспорте, ты оказываешься в небольшом пространстве с этим самым обществом. Это может быть неудобно, оно может надоедать стремлением к коммуникации, оно может мусорить и не вовремя открывать окна, - это да. Но это и возможность совсем по-другому увидеть страну. Увидеть, как перемещаются люди, как они себя ведут, что едят… Еда в придорожных ресторанчиках - отдельная песня. Одна из моих любимых. Люди, едущие домой в свою деревню, на рынок, в гости - это совсем не те люди, которые впаривают тебе сувениры и такси. Это по-другому. Это страна изнутри.
Для начала - несколько общих моментов по средствам передвижения. Это не будет подробная инструкция, где и как их добывать, а просто общие слова. Далее будут более четкие рекомендации касательно того, что следует не забыть и предусмотреть в аспекте путешествия на общественном транспорте с детьми.
Самолет.
Обычно, о самолетах все можно найти через интернет. Часто - купить билет. Если вам очень нужен перелет мелкой компанией, у которой сайт не работает, а в офисе говорят только на местном чухонском, билеты можно искать «на месте» - в кассах аэропорта и агентствах в городе той страны, где летает эта редкая компания. (Были и более маразматические случаи, но вам они вряд ли встретятся).
Поезд.
В цивилизованных странах есть сайты железных дорог, обычно на них видно стоимость и продолжительность поездки, иногда можно купить электронный билет. Может существовать некий проездной (платишь большую сумму, получаешь билет на неделю, например, на поезда определенного типа по всем направлениям). Проездной может действовать некий период времени (от 1 дня, включающего любое количество переездов, до месяцев, бывает просто на выходные), может действовать на территорию (в Германии - на федеральную землю, например). Проездные бывают выгодны - в Японии с их ценами на транспорт это просто панацея. По проездным следует до поездки узнать, где они продаются. Например, японские - только за пределами Японии. То есть на месте их не купишь.
В нецивилизованных странах самое простое - пойти на вокзал. Там в кассе тебя, по крайней мере, не обманут. Потому что риск быть обманутым в любой тур-шаражке в городе близится к 90%. Или найти цены в интернете (в отчетах туристов, путеводителе) и, уже будучи отягощенными знаниями, соваться в тур-офисы с вопросами о билетах на поезд. Во Вьетнаме нам продавали поездные билеты в городе по нормальным ценам. Кроме северных направлений, там - только на вокзале (иначе - плюс 30% к цене).
В поездах зачастую имеется много разных классов. Особенности стоит узнать из отчетов предшественников. Сидячие, лежачие, кондиционированные и нет. По одному и тому же направлению могут ходить поезда с разным набором классов. Какой класс выбрать, зависит от ситуации. Ночью с ребенком точно уютнее на полке. Лучше, чтобы она была большая. Хорошо, если это отдельное купе.
Билеты на поезда в хорошие классы конечны (как и у нас на родине), их стоит приобретать максимально заранее - как только определился с временными рамками поездки.
Автобусы.
С ними сложнее всего. По цивилизованным странам, наверное, в интернете должны быть расписания.
В остальном - это поиск автовокзала, предварительно в путеводителе стоит найти, с какого именно вокзала города идет автобус по нужному вам направлению. Или покупка билетов у себя в гостинице или какой-нибудь конторе в окрестностях гостиницы. Накрутка может быть любого размера, качество автобуса предсказать сложно, даже если вам клянутся, что вы поедете, как короли. Увы. Поэтому я предпочитаю брать билеты на вокзале. Там чаще все оказывается честным. Автобусы чаще всего можно купить прямо перед выездом (лучше все ж хотя бы за полчаса). Зато, когда покупаешь билет на автобус в каком-то тур-офисе, больше шансов, что тебя заберут прямо из твоей гостиницы. Единственное, где я не стала бы покупать билеты ни за что на свете - это офисы на Као Сан в Бангкоке. Тут почти наверняка вы окажетесь в плохом автобусе, плюс в этих автобусах очень часто воруют из багажа. В Бангкоке всегда еду только на соответствующий вокзал, пусть это и влечет дополнительные траты.
Бывают в мире лежачие автобусы - слиперы. В Индии это полностью горизонтальные полки, в Китае тоже, во Вьетнаме есть подъем у полки в районе головы. Они очень удобны для ночных переездов.
У автобусов есть плюс - их много, их пускают дополнительные, билеты на автобусы кончаются совсем разве что на какой-нибудь китайский Новый Год.
С другой стороны, чем беднее страна, тем чаще они ломаются в дороге - отсюда могут быть задержки. Планировать вылет прямо вслед за приездом куда-либо на автобусе очень неразумно (хотя «авось» - он могуч).
Лодки.
Что писать про лодки, я не знаю. Нету у меня алгоритма с лодками. Но они могут экономить время, если дорога по земле идет кругом. На них могут быть каюты, где ночью удобно спать.
Такси.
В некоторых странах между городами можно передвигаться на такси по очень разумным ценам. Если при этом прочий транспорт отсутствует или имеет поганое качество, это выручает.
Примеры: в Иране за ночной переезд на такси на 700 км мы заплатили 70 долларов за машину. Выезжали в ночь, другого транспорта не было, билетов на самолет не было на неделю вперед. В Камбодже такси дороже автобусов, но все равно не дороги. Где за автобус вы заплатите 5 долларов с человека, за такси заплатите 20. Зато у вас личное авто, более удобные сидения, и долетите в момент. Во Вьетнаме мы брали такси на междугородний переезд в праздник, когда общественных автобусов не было. Цена была не страшна. В Иордании было не дешево, но быстро, качественно и с кондиционером.
Думая о такси, также стоит подумать о том, что на общественном транспорте вас может ожидать пара пересадок, то есть нужно будет выгружать-загружать все вещи и детей.
Есть еще одна отвратительная штука - микроавтобус. То есть иногда она бывает ничего. Если он почти пустой, например. Или если у него вдруг сиденья откидываются (хотя задний ряд, кажется, вообще не откидывается). Но обычно в Азии микроавтобусы забиты под завязку, половина народа сидит на коробках, спинки не откидываются, то есть ты сидишь максимально неудобно, места маленькие. А последний ряд подпирается сзади набитым барахлом, которое еще и может наклонять спинку сиденья вперед. Ненавижу их. Никогда специально не сяду в микроавтобус, если параллельно есть обычный большой. Пусть медленнее и дороже, пусть без кондиционера.
Что еще важно учитывать при путешествии общественным транспортом. Что в странах не сильно цивилизованных вас будут обманывать. Основное - это, конечно, цены за проезд. Цену нужно четко обговорить заранее, до посадки. Если не вышло, можно присмотреться, сколько дают местные. Или выяснить у местных, сколько это стоит. Если с вас все же просят очень много, всегда можно уверенно послать подальше и гордо удалиться (даже после проезда на автобусе). Обманщики вас догонят и согласятся на ту сумму, которую вы даете.
Еще вам будут говорить, что тут ничего не ходит, и вам срочно нужно брать их такси. Так бывает. Действительно, после 18:00 в сельской местности может ничего не ходить. Такое вероятно. Что ничего не ходит между двумя городами, куда менее реально. Тут вас спасет хороший путеводитель и попытки узнать примерно заранее, что, во сколько и за сколько. Уточнять можно в гостинице, у людей из соседнего кафе - у кого угодно. От пары-тройки вопросов хуже не будет, а общая картина сложится. Если вам говорят, что ничего не поедет, ничего не впаривая, - больше вероятности, что и правда ничего не поедет. Если в нагрузку пытаются повезти вас за кучу денег, лучше для начала отказаться и поспрашивать в округе. Согласиться на дорогое такси вы успеете всегда.
Таксисты любят порой (особенно во Вьетнаме и Индии) рассказать, что та гостиница, куда вы просите отвезти, давно сгорела, утонула, разорилась, и там ничего нет, а вот они зато отвезут вас в мега-место, которое вам точно понравится, и совершенно бесплатно. Этому верить не надо. Вероятность правды - примерно 1%. А там, куда они вас отвезут, они просто получат за вас денежку. Если вы все же согласились, надо пояснить, что если вам не понравится, вы уйдете, и ничего ему не заплатите (или означить, сколько именно ему дадите, если не заселитесь в его гостиницу).
При этом тот, кто будет пытаться обмануть, будет иметь просто непрошибаемо уверенный в себе вид. Вид, способный убедить кого угодно и в чем угодно, в самых нереальных вещах. Вам может показаться слишком глобальной ложь, что все поезда забиты под завязку и мест нет, потому что вся страна рванула на празднование дня рождения пятого слона десятого падишаха. Но это может оказаться полнейшей чушью. Может и не оказаться - проверяйте. Но лучше любую неприятную новость для начала поставить под сомнение, сказать «спасибо, мне так не надо» и отойти в сторону. Лучше вы покажетесь идиотами этому дяденьке, если через полчаса передумаете и все же решите воспользоваться его предложением, чем будете чувствовать идиотами себя, обнаружив, что подарили обманщику маленький сундучок денег.
Путешествия на общественном транспорте - процесс, требующий активного участия, не-хлопания ушами и наличия некоторого количества логики и смекалки. Но уже через пару переездов начинаешь примерно понимать систему. И уже сам можешь прикинуть, с какого вокзала должен бы отправляться твой автобус, и будет ли по этому направлению автобус ночной - в зависимости от продолжительности переезда и качества дороги, и какую цену ты готов заплатить за маршрутку. Да и обманывают больше всего в Азии. Да, эти суммы кажутся большими в процентном соотношении с «правильной» ценой. Но если вы переведете «лишнюю» сумму в рубли, это будет максимум чашка кофе в «Старбаксе».
Кстати, таскать на себе кучу вещей вам необязательно, даже если вы путешествуете общественным транспортом. Есть камеры хранения, вещи можно оставить в любой гостинице, в крайнем случае, за копеечку, мы оставляли их в кафе, выпив у них чашку кофе/супа.
После этих довольно общих слов перейду к рекомендациям касательно того, о чем нужно помнить, путешествуя на общественном транспорте с детьми.
1. Это возможно, в этом нет ничего запредельного, дети вообще любят разный транспорт, но, что логично, довольно быстро в нем устают.
2. По этой причине нужно запастись мыслями и предметами, способными их увлечь.
3. Слава богу, транспорт прекрасно укачивает. Так что наиболее разумно планировать переезды так, чтобы большая или хоть какая-то их часть приходилась на детский сон. При этом дети спят И ВЫСЫПАЮТСЯ! в совершенно невероятных позах. Они как-то по-другому устроены, чем мы. Точно.
Особенно я бы уделяла внимание детям от 8 месяцев до 2 лет. То есть тем, которые уже хотят двигаться, но адекватно двигаться в не сильно чистом и постоянно движущемся транспорте еще не могут. Можно один переезд разбить на два, чтобы обе пришлись на сон, например.
4. Нужно взять с собой еду и воду. Даже если остановки и будут, неизвестно, что там будет за еда, а дети обычно избирательны. Причем запастись лучше и хорошей и полезной едой, и гадостью типа конфетки, которая сработает, чтобы успокоить или порадовать, если уж совсем надоест бедняге переезд.
5. Зачастую может понадобиться теплая одежда, если в стране жарко, а в транспорте кондиционер. Или легкая майка, если на улице снег, а в транспорте натоплено так, что вспотеешь.
6. Из дополнительных вещей я бы взяла влажные салфетки (вытирать элементы транспорта, подлежащие облизыванию, транспорт от еды, еду от ребенка и так далее), пакетики для использованных памперсов (помойки может не быть, или она может быть далеко, а воняют они противно), что-то для хождения в туалет (горшок+пакет, чтоб не надо было мыть горшок, горшок может быть надувным, или просто пакет, дети вполне себе гадят просто в пакет, если все сосем плохо, или лишнюю пластиковую бутылку из-под воды, в которые так удобно писать мальчикам).
7. Для сна удобно возить с собой некую тряпку (у меня это гамак и/или парео) - накрыть ребенка, положить ребенка на нее, если можно положить его спать на пол. Алиса сразу лезет спать на пол, кладет голову мне на сумку - в кресле, даже откидывающемся, ей неудобно, а на руках у меня братик. Можно возить с собой надувную подушку (обычную или которая на шею надевается), я думаю поискать какой-то компактный вариант, для Алиски подушка - признак комфорта, увы.
8. Если переезд имеет длительность более 6 часов, и выезжаете вы не в 6 утра, а позже, считайте, что он займет весь день. Дети устанут, и сложно будет добиться от них сознательности в остаток дня. Проще уже расслабиться, а активно действовать на следующий день. Так что если времени мало, лучше исключить один пункт, чем считать, что сегодня вы приедете в новое место и обежите все основные достопримечательности.
9. Как мне кажется, с детьми лет до четырех примерно очень удобны ранние выезды. То есть, встав в 5 утра, чтобы собраться и умыться, и разбудив ребенка в 6 утра, чтобы положить сразу в автобус или в такси и затем в автобус, вы можете рассчитывать на то, что еще пару часов ребенок доспит. Или просто будет сидеть полудохлый и полусонный, а не носиться кругами. Это будет куда спокойнее, чем выехать, выспавшись, в 10-11 и получить дите, склонное разнести все вокруг, потому как у него фаза деятельной жизни наступила. К тому же, выехав в 6-7 утра, даже при длительном переезде часов в 5-6 вы приедете в следующий пункт около 12 часов. То есть можно не торопиться с поиском жилья, будет время на спокойные обед и ужин, а также вы как раз успеете к морю или на площадку, чтобы дети к ночи успели-таки выплеснуть имеющуюся энергию.
10. При позднем выезде можно уточнить в гостинице следующее. Бывает, что за полцены можно остаться в номере до 18 часов. Это ценно при плохой погоде, если никуда идти не хочется, или если маленького ребенка хочется днем уложить на кровати спать. Если вы путешествуете компанией и спите в 2-3 номерах, можно оставить один на всех по дневному тарифу и там складировать днем несколько детей. Причем если за номера вы платите разную стоимость, оставить можно тот, что дешевле :)
11. Нужно учиться заранее прикидывать наличие свободных мест в автобусах. Обычно дети ездят бесплатно. И если автобус полупустой, ребенок просто сидит на отдельном не выкупленном месте (рядом с вами, конечно). А вот ели полный, а у вас детей двое? На одно место втроем вы не поместитесь. Ладно еще, если вас просто попросят доплатить еще за одно место. А если его не будет физически? В общем, чаще всего я за детей ничего не плачу, и места есть. Но на ночной переезд лучше как-то подстраховываться. Спрашивать при приобретении билетов, например, сколько мест осталось, что ли… В микроавтобус всегда брать место на ребенка больше 2 лет, там очень тесно.
Ну, и еще помнить, что как бы ни был утомителен длительный переезд, - это только переезд. Который приведет вас к чему-то замечательному. Вы выспитесь, ребенок наиграется. Вы максимум утомитесь в процессе, ничего страшного, дико вредного, угнетающего развитие и унижающего достоинство в транспорте с ребенком не случится. Зато после у вас будет столько возможностей сделать ему что-то хорошее в награду за выдержку - купить вкусное, отвести в бассейн или зоопарк, поиграть в мега-игру, купить игрушку, наконец.
И так, чисто из личного опыта: как бы ни утомлялись дети во время переездов, как бы ни ныли, на следующий день на вопрос «а тебе понравилось на лодке/самолете/автобусе ездить?» они радостно отвечали «да!»