Почему дети молчат? (ответ)

Mar 22, 2009 11:22

Итак, почему дети молчат.
Вы так хорошо все рассказали в комментариях - мне остается только обобщить.
1. Взрослый всегда прав. Если взрослый не прав - смотри пункт 1.
Мама для ребенка дошкольного возраста - непогрешима и идеальна, как бы она себя с ним не вела. Ребенок будет плакать, страдать, но любить маму и оправдывать для себя любые ее несправедливые действия. Как очень хорошо выразилась одна собеседница, такие дети, вырастая, говорят: "правильно, что меня родители били - заслуживал! еще и мало били!". То же отношение ребенок переносит на взрослого, заменяющего маму по функциям. Воспитательница в садике является для него "главным взрослым", хотя бы потому, что он проводит с ней большинство своего времени. даже если не большинство - он принимает ее так же, ведь мама доверила его этой тете, а мама всегда права! Из этого следует, что и тетя всегда права.

2. Дети боятся родительской реакции. Обычно это не только в тех семьях, где от родителей "не знаешь, чего ждать". Мамы, как правило, не хотят, чтобы их дети были "провинившимися" в садике и получали "нагоняй" от воспитательниц. Им неприятно, если воспитатели делают выговор за поведение их ребенка. поэтому, если ребенок жалуется - "он сам виноват". К тому же, каждая мама понимает, что в условиях большой группы по-настоящему разобраться кто там прав-виноват невозможно, и часто дети попадают "под горячую руку". Плюс к этому - ощущение собственного бессилия и неизвестности - непонятно, что происходит с детьми за стенами детского сада, и родителям невозможно контролировать процесс. А жалобы ребенка только бередят это ощущение. Взрослый не любит чувствовать себя беспомощным и "маленьким", и собственный ребенок тут же вызывает "справедливый" гнев.

3. Дети не знают, что МОЖНО пожаловаться. Кроме той причины, что описана в первом пункте, они видят, что происходит с жалобами в детском саду: обзывают "ябедой", высмеивают, воспитатели не хотят разбираться и "устанавливать справедливость", в итоге попадает всем без разбора или вообще только обиженным, обидчики выходят сухими из воды. Поэтому подобную модель поведения дети считают нормой и переносят в семейные отношения - ведь они в садике получают больше опыта общения, нежели в семье! значит, подумать, что в садике жаловаться - плохо и стыдно, а дома - вполне нормально, они не могут.

4. Нет традиции разговоров среди членов семьи. К огромному сожалению, очень многие родители воспринимают разговоры с детьми как "информативные диалоги". То есть, либо родители должны сообщить какую-то информацию (рассказать сказку, ответить на вопрос, и т.п.), либо дети (что получил в школе? что ел на обед?). Очень часто с детьми общаются только в приказном тоне (убери игрушки! помой руки!). Разговоры "ни о чем" не считаются важными. Хотя именно такая "пустая болтовня" готовит почву для важных задушевных бесед! Дети хотят, чтобы родители "рассказали себя" - что любят, что чувствуют, о чем думают, куда ходят, с кем разговаривают. Родители думают - зачем вся эта ерунда ребенку? какая ему разница, как зовут сотрудника папы? Ребенок же хочет быть "в курсе всего". Поэтому не стесняйтесь говорить со своими малышами, особенно тогда, когда вам кажется, что они ничего не могут понять!
Конечно, особенно важно рассказывать о собственных переживаниях (так, чтобы ребенок мог понять), ощущениях, настроении. Если вы открыты перед ребенком - ребенок будет открыт для вас, ведь он - ваше зеркало!

Напоследок - немного воспоминаний о "разговорах с родителями" (точнее, отсутствии разговоров). С разрешения автора печатаю в открытом доступе, анонимно:
"вы знаете, я все детство помню только два слова: "отстань" и "не мешай". Это постоянное ощущение, что нет ни одного человека во всем мире, с которым можно поговорить.Помню очень четко одну картинку: я сижу с куклой, а мама очень увлеченно говорит по телефону. Внезапно я понимаю, что НИКОГДА она со мной так не говорила, и говорить не будет - таким насыщенным, эмоциональным голосом, с шуточками, со смехом! Мне доставались дежурные вопросы или одергивания вроде: "руки вымыла? сиди ровно! не горбись за столом!девочки так себя не ведут за едой! как тебе не стыдно!". И вот это понимание - что мама со мной не говорит так, как со своими подругами, вдруг прорвало во мне фонтан слез. Сижу и реву в голос. Думаю - может, мама сейчас пожалеет? Она отрывается от телефонной трубки и кричит: "перестань сейчас же, мне ничего не слышно!".
Помню, что лет в 12 где-то секретничали с подружкой о том, какой кому мальчик в классе нравится. Она мне назавтра говорит: "Я маме вчера рассказала про (имя мальчика)". Я просто остолбенела! Я не могла в свои 12 лет представить, что МАМЕ можно рассказывать о чем-то личном! Для меня это было просто как гром среди ясного неба! То есть легче, наверное, было подойти к этому мальчику и выложить все свои секреты, чем собственной маме!
...
Мне очень тяжело было поначалу - я давно привыкла быть "сама с собой", держать все в себе. И не могла никак представить - как же я буду говорить с ребенком? Я не хочу повторить свое детство. И когда сын был совсем маленький, я старалась вообще каждую вещь назвать, каждое действие. Не могла придумать - как же говорить с малышом-то? Но все равно, хоть для меня это было глупостью, вот так и бубнила: "кастрюлю берем, сейчас суп сварим". Оказалось - помогло. Я "научилась говорить". И то, что сейчас в свои пять лет ребенок рассказывает мне свои игры, свои сны, свои "рассуждения" - для меня такое чудо, как будто я снова смотрю на мир из детства..."

родители, семья, 3-6, детский сад, Марина Озерова, дети, воспоминания

Previous post Next post
Up