Начало тут
http://deti-v-semje.livejournal.com/4093287.html Семь лет, первое сентября: мифология.
В этот день становится не так страшно. Вы не пошли в школу «как все нормальные дети», и мир не рухнул. Чуть позже доброжелатели придумают фразы «ну это первый класс - а как вы себе представляете учебу во втором?», «ну это начальная школа - а как вы себе это представляете в средней?» и т.п. - но вы будете смеяться над ними, потому что совсем недавно переживали из-за «ну это пока дошкольный возраст - а что вы собираетесь делать в семь лет?», и больше на этот развод не поведетесь.
Тогда вы услышите: «а с кем же будет дружить ваш ребенок?»
Мне кажется, умение дружить и заводить друзей никак не связано с посещением госучреждений. (В конце концов, друг - это не тот с кем приходится дружить, а тот, кого ты сам выбрал и кто сам выбрал тебя.) Я знаю множество интровертов, посещавших «все по плану» и вижу немало домашних детей, которых хватает на десятки социальных, в т.ч. дружеских связей. …честно говоря, мне сложно сочинить умный ответ на этот вопрос, потому что я вопроса не понимаю - у нашего старшего ребенка куча друзей, можно было бы поменьше.
«Ну а как же умение разрешать конфликты?»
Это умение продолжает развиваться в домашнем ребенке, а не появляется вдруг. Школа - закрытая система, дети в ней вынуждены сами искать выход из трудных ситуаций. Но наша цель - не научить ребенка найти любой выход (уж простите, но такое каждый может), а научить найти конструктивный выход. Такой выход, при котором максимально не приходится поступаться своими нравственными принципами, максимально не приходится никого предавать или подставлять, максимально не приходится терять чувство собственного достоинства. Это не самый быстрый и не самый простой выход. И да, умение находить именно такое решение проблемы - сложный навык, надо потратить много сил, выслушать много советов, много раз самому проанализировать ситуации. Ребенок, выброшенный в неуправляемый коллектив без права перезагрузки просто не станет тратить столько времени - у него нет этого времени. Ребенок, имеющий возможность выйти из ситуации, с которой пока не готов справиться, успеет к подростковому возрасту разрешать сложные ситуации конструктивным способом. Ну это как с обучением плаванью - можно кинуть на глубине в воду, но тогда есть риск, что ребенок не полюбит плавать и по ночам в сорок лет будет видеть кошмары; а можно нормально объяснить, что к чему, дать попробовать столько раз, сколько нужно, посмеяться, побрызгаться, попробовать снова - и он не только полюбит плавать, но и в сорок лет будет с удовольствием вспоминать, как вы его учили.
Еще вам скажут: «мир жесток - как он к этому привыкнет?»
Мир жесток, да. Принципиально, по отношению к кому мир жесток - по отношению ко мне бедненькому или по отношению к слабым и обездоленным. Потому что по отношению к нам, если честно, мир не так уж жесток. Слабых надо защищать, а не быть ими - именно этому следует учить ребенка, говоря о жестокости мира. Мне важно, чтобы мои дети знали: зло это наш враг, и мы не бессильны перед ним. Выходить из ситуации насилия, не подчиняться самодурству, не продолжать разговор с хамом - обычные вещи, которым нужно научить детей. Не проходить мимо, когда кто-то нуждается в помощи и защите, не мыслить свою хату - с краю. Самостоятельно выбирать, как жить и среди кого. Не держаться за работу, на которой начальство позволяет себе унижать подчиненных - а вместо этого просидеть ночь на сайтах вакансий и утром пойти на новое собеседование. Не играть с манипуляторами в их игры, жалеть врагов за их злобу. А давать ребенку установку «мир будет жесток к тебе - учись терпеть, смиряться и молчать»? - бррррр, зачем?.. «Ты, ребенок, можешь сделать многое для этого мира - созидай его и борись с жестокостью!» - вот так да, годится.
Кроме социализации люди любят обсуждать такие вещи как мотивация и дисциплина.
У домашних детей они внутренние, а не внешние. Вообще одним из самых прекрасных достоинств домашнего обучение мне кажется возможность формировать у детей внутреннюю мотивацию и самодисциплину. Домашний ребенок так и не поймет, почему за обычные для него вещи другие дети получают какие-то вещественные или символические поощрения - оценки, сладости, похвалу. Т.е. если ему объяснить, он, конечно поймет. И это прекрасный повод рассказать, что такое вообще мотивация и как важно, чтобы она правильно работала. Но никогда он не будет ждать конфетку за то, что сделал что-то полезное для себя, для своего развития, для своего образования.
То же касается дисциплины. Не звенит звонок, по которому ты обязан заняться математикой, не будет и звонка, который разрешит тебе отдыхать: «думай сам, делай сам» (с). Внутренняя дисциплина труднее нарабатывается, требует больших затрат сил и времени, но ее уже нельзя будет снять как поддерживающий корсет - потому что она скелет, а не корсет.
«А вот мы, и наши родители, и родители наших родителей...»
Когда кто-то говорит, что хоумскулинг модное веяние, что все всегда ходили в сады и школы, а тут вдруг напридумали себе - не верьте, это ложь. Как раз делегирование родителями ответственности за своих детей государству - новомодное веяние. Школы появились не потому, что детям нужен коллектив. Для крестьян они открывались из-за того, что родители не могли научить своих детей читать-писать - сами не умели. Другие сословия пользовались учебными заведениями в том случае, если не имели возможности/желания самостоятельно воспитывать и обучать детей. А книжки про социализацию в детских коллективах появились уже постфактум. То же самое с садами - сначала их открывали как камеры хранения для детей работающих мам, и только потом стали писать, будто сады нужны самим детям. Это, разумеется, ничего не доказывает, но не нужно путать причину и следствие.
Завтра продолжим.