Самоорганизация для детей

Sep 21, 2013 23:05


Для того, чтобы построить процесс обучения (а чем старше ребенок, тем больше процесс уходит в самостоятельное ведение и превращается в самообразование), необходимо основываться на принципе "дети тоже люди". А теперь перечитайте под углом этой точки зрения все то, что мы обсуждали в планировании для взрослых! То есть дети тоже имеют право на интресные дела, а не на обязаловку 45 минут каждый день математика тп. Но перед всеми пунктами должен быть пункт самым жирным и самым ярким шрифтом, написать себе на лбу и на большом плакате на видном месте: ребенок учится для СЕБЯ!!! А не для мамы, папы, бабушки, соседки, папиного начальника... На самом деле от этой позиции будет зависеть все остальное, в том числе будем ли мы учить ребенка самоорганизации или до (армии, женитьбы...) организовывать и контролировать.


Да, маленький ребенок еще не умеет планировать свое время, осознать интересы и склонности, поставить цели и понять алгоритм их достижения, он не умеет и не знает еще многого. Но! Важно направлять его в сторону самоорганизации и самоконтроля, а не учиться вместо него!!! Все проблемы хоумскулинга, о которых я читаю в интернете или слышу "в реале", базируются на одной: мама 1-2-3-4... Года учится вместо ребенка, заставляет, проверяет, решает, выбирает вместо него, и тп и тд. Потом наступает момент икс, когда мама по каким-то причинам хочет, чтобы ребенок учился сам. И этого почему-то не происходит! Так вот гораздо эффективнее учить алгоритму действий, а не выполнять действия вместо него (делание с детьми уроков и прочее висение над душой я отношу сюда же). И как раз чем младше ребенок, тем важнее приучать его к постепенному ослаблению маминой и папиной роли в процессе обучения. Да, это как "не давай мне рыбу, а научи ее ловить". После осознания этого важного принципа ставим свои цели - что я (родитель) хочу от хоумскулинга? Зачем оно мне надо вообще? Какова цель обраования ребенка? Поступить в ВУЗ? Получить престижную профессию? Освоить теорему Пифагора? Или есть что-то другое?
И потом думаем о принципах организации деятельности точно так же, как думали для себя. Может, только порядок изменим:
1. Ребенок должен заниматься тем, что ему нравится (если это хорошо, конечно. Воспитание это не попустительство. Ему может нравиться смотреть часами телевизор или мучать котенка, это еще не значит, что нужно позволить это занятие). Если ребенок ничего не хочет и ничем не интересуется - идем на предыдущий этап развития и проверяем, где задушили любознательность. Один мало-мальски заметный интерес цепляет собой еще множество полезных знаний, умений и навыков. Занятие интересным должно быть основой, иметь много свободно регулируемого времени и поощряться.
2. Необходимые, но неинтересные дела встраиваются под интерес или меняем отношение (с "надо" на "хочу").
3. Учитываем биоритмы. Торопить флегматика, сажать по утрам за уроки "сову", делать минутные регламенты холерику - убийство и любознательности, и самоорганизации, и работоспособности, и много чего, что в избытке заложено в ребенке природой, нужно просто использовать данность, а не ломать ее.
Сюда же относится гибкость регламентов ("полчаса занимаемся математикой" - нет, мы ставим практическую цель и сколько займет достижение уже вопрос).
4. Практические цели. Для ребенка в семь лет цель поступить в ВУЗ это пустой звук. Отталкиваемся по возможности от применения навыков.
5. Метод вывешивания общих (например, на учебный год) целей на видное место работает с детьми еще лучше, чем со взрослыми.
6. Неравномерное распределение материала и циклы (позде подробнее напишу).
7. Позволять ребенку иногда быть импульсивным и идти за вдохновением даже ценой отмены всех "нужных по расписанию" дел.
8. Распределение дел по степени сложности и. Выполнение сначала сложного, а легкие дела на десерт.
9. Принцип паузы детям необходим еще больше! И это не только каникулы.
10. Принцип козы :) когда кажется, что много всего, нужен какой-то вдохновляющий на подвиги интересный проект.
11. Не требовать постоянного предъявления результатов деятельности, давать возможность для самоконтроля (действует только в сочетании с другими пунктами).

Примерно так получается, но мы еще в процессе ;)
Делитесь вашим опытом!

Posted via LiveJournal app for iPad.

homeschooling, обучение, материнский опыт

Previous post Next post
Up