Эмоциональный мир мальчиков и дошкольные учреждения

Jan 24, 2013 07:57


поскольку мы начали говорить про гендерные отличия, никак нельзя оставить в стороне животрепещущую тему эмоционального развития. "Он же мальчик! Ему надо быть самостоятельным", "Он у тебя маменькин сынок! Пора уже оторвать его от своей юбки!", "Ему уже два года, а он все еще такой "мамин", что же делать?!", "Ну ладно девочка, а мальчику точно надо быть не с мамой, а в коллективе! Ему нужно закалять характер!" и прочее. В общем, мальчик не имеет права на детство с мамой, он обязан ходить в ясли и сад "потому что он будущий мужчина!".


Говоря об особенностях эмоционального развития мальчиков необходимо сразу заметить, что они созревают намного медленнее, нежели девочки. То есть, "отрыв" от маминой юбки должен наступить гораздо ПОЗЖЕ, а не раньше. И этот отрыв должен инициироваться самим мальчиком, а не его родственниками или "нормами" от соседей. Он обязательно произойдет, если в семье здоровая нормальная атмосфера и воспитание без "перегибов" (нет гиперопеки, мать не возмещает с помощью сына какие-то давние обиды от мужчин и т.п.).
до шести лет мальчик должен быть "маминым" (см, например, Стив Биддалф "Воспитывать мальчишек...Как?" что. Папа, конечно, очень важен и незаменим, но именно мама стоит на первом месте первые шесть лет. Цель маминого воспитания - вырастить любящего и заботливого мужа и отца, а не "хладнокровного воина и охотника". Мужское воспитание обязательно придет в свое время, но мама это источник любви к своей будущей семье.
Более того, если мальчик не прошел этот период естественным образом, то есть его "приучили к самостоятельности", то нарушается нормальное протекание следующих периодов - либо появляется агрессия и отчуждение, либо наоборот - мальчик психологически не уходит от мамы, а привязывается к ней и становится зависимым. Мальчики, вопреки расхожему стереотипу, гораздо более ранимы, нежели девочки. Потому, что девочки (женщины) рассчитаны на высокую выносливость и приспособляемость (это обусловлено природными особенностями организма: например, считается, что мужчина физически не мог бы вынести даже половину степени боли, которую женщина проходит в родах). Следовательно, как раз девочки легче проходят эмоциональные потрясения (в целом это видно в обществе - мужчина быстрее уходит в негативные выражения стресса, нежели женщина. Женщине, например, бывает достаточно поплакаться подружкам и провести шоппинг-терапию ;), мужчина же долго "перемалывает" потрясение в себе и неадекватно выражает эмоции).
(То, что девочки лучше мальчиков могут приспособиться к тяжелым условиям, еще не является рекомендацией отдавать их в ясли и сад).
Мальчики в детском возрасте (до 6 лет) гораздо тяжелее, нежели девочки, переносят разлуку с мамой. Теперь вернемся к "приучению к самостоятельности в коллективе". ЧТо понимает подсознательно мальчик, когда мама отрывает его от себя в самый разгар эмоционально близкого и зависимого периода? Как мы знаем, мама - это первый объект любви для мальчика, первый женский образ. Есть такая поговорка: "как мужчина относится к матери, так будет относиться к жене", и она не лишена основания. Мальчики проживают эдипов комплекс (похожий комплекс у девочек проходит куда менее серьезно). Мама - это "любимая женщина", которой мальчик полностью доверяет и доверяется. Соответственно, если мама отдает его "приучаться к самостоятельности", мальчик слишком тяжело переживает разлуку - неважно, выражена ли она внешне (орет перед входом в садик, висит на заборе, протестует и тд), или нет. Подсознательно записывается программа "брошенности", оставленности, что с любимой женщиной необходимо "разорвать отношения" в самом их разгаре. Теперь вспомним, что именно в дошкольном возрасте у детей формируется представление о семье и супружеских моделях поведения. Разве это подходящая модель для будущего семьянина? Конечно, никакой отказ от садика не поможет, если мама развелась пять раз. Но тем не менее, если мы говорим о "средней" полной семье, этот фактор очень важен. Мальчик усваивает, что "так надо" - уйти от любимого человека, несмотря на его страдания и мольбы не уходить (мама уходит, "улыбается и машет", а мальчик смотрит из окна детсада, плачет и просит его забрать).
Кроме того, что мама формирует в детском возрасте базовое доверие к миру, она формирует представления об отношениях между полами. она формирует представления о любви, заботе о любимом человеке, отношение к себе и к другим, принятие и осознание своей значимости. Если мама "жалеет" для мальчика проявлений любви и ласки, боясь избаловать или боясь сделать его "женственным", тем самым она не только внутренне ранит своего ребенка, но и закладывает неверный тип отношений в его будущую семейную жизнь. Мужчина учится проявлять любовь, нежность и заботу к своей семье как раз в детском возрасте, а не после венчания.

Этот период "маменькиного сынка" до шестилетнего возраста крайне важен для мальчика - только в том случае, если он сам достаточно напитался любовью, из него вырастает любящий отец. Если для него основной моделью было "выживание в коллективе" и "приучение к самостоятельности", он будет жестко относиться к своим детям, особенно к дочерям (часто родители вымещают свои неосознаваемые проблемы на детях того же пола, то есть за обиды на мать достанется дочерям). И дальше - покатился снежный ком: дочери, не получившие отцовской любви и ласки, зачастую даже не могут создать семью или быстро ее разваливают, "вымещая" на муже образ эмоционально холодного отца.продолжение следует

Posted via LiveJournal app for iPad.

гендерные роли, 3-6, 1-3, детский сад, эмоциональное развитие, Марина Озерова

Previous post Next post
Up