Когда я задавала вопрос: есть ли в Библии "образец для подражания" как родитель? Некоторые написали разных библейских персонажей, например, Авраам. Конечно, у каждого из библейских отцов есть чему нам поучиться. Но в целом, если проанализировать - нет ни одного "образцово-показательного", чтобы соответствовал "эталону" и был прямо непогрешим в воспитании. Почему?
ПОтому, что все они были людьми, ровно такими же, как мы по своей природе. И еще потому, чтобы мы не творили себе кумиров ни из каких даже очень авторитетных личностей. Человек есть человек, он не может быть совершенством. Но неужели Библия, которая дает совершенно ясные и четкие ориентиры по любому вопросу, оставила родителей без эталона?
Давайте задумаемся, почему Господь называет Себя Небесным Отцом? Именно Отцом, а не Учителем, например, или еще кем? С одной стороны - конечно, это потому, что принимает нас как Своих детей. Но с другой стороны - именно такой эталон отца Библия и дает всем родителям. При том,что Бог по сути - любовь, при этом Он учит и наказывает Своих детей:
12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.Пр 3:12
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: 9 не до конца гневается, и не вовек негодует. 10 Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: 11 ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его; 12 как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; Пс 102:8-12
Может показаться, что это неэффективно - давать заведомо недостижимый эталон. Но в этом как раз сокрыта мудрость:
1 - если эталон совершенный, это делает наши стремления в усовершенствовании выше. То есть как в спорте - есть такой психологический момент, что чем выше планка, тем выше прыжок, человек мобилизует больше сил, видя более серьезное препятствие. Поэтому и поставлен такой пример - чтобы выше тянулись.
2 - чтобы осознавали свое несовершенство, такая профилактика гордыни. Никогда и никому не стать совершенным родителем, поэтому всегда полезно посмотреть самим на себя, прежде чем требовать с детей. Такая "обратная связь" - мы видим свои недостатки, глядя на Отца.
3 - как я уже написала, для профилактики "установления кумиров", потому что когда все кругом носятся с очередным Пупкиным и его теорией, нам всегда есть куда смотреть.
4 - ощущать себя на положении детей, что важно не только для отношений с Небесным Отцом, но и с нашими детьми. Чтобы не стать авторитарным деспотом, помнить, что у нас есть по отношению к Отцу ровно такое же положение.
5 - чтобы всегда учиться и никогда не почувствовать, что научились всему, поскольку пример - безграничен по определению.